ГОУ ДПО Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов

 

 

 

 

 

Организация самостоятельной работы студентов при изучении

специальных дисциплин 

 

 

 

 

Доберштейн Светлана Валерьевна

преподаватель товароведных дисциплин

Старооскольский кооперативный техникум

 

 

 

 

Содержание:

 

 

Информация об опыте………………………………………….3

 

Технология опыта………………………………………………7

 

Результативность опыта……………………………………….13

 

Библиографический опыт……………………………………..18

 

Приложение к опыту…………………………………………..19

 

 

 

Информация об опыте

Условия возникновения, становления опыта.

         Старооскольский кооперативный техникум учебное заведение Центрально-черноземного района России, открытый в 1962 году на базе торгово-кооперативной школы основанной в 1945 году в г. Курске. Находится по адресу ул. Ленина 82. Здание расположено в старой части города, в культурном центре Старого Оскола.

              11 июля 2010года техникуму исполнилось 48 лет.   За эти годы подготовлено более 30,0 тысяч специалистов и кадров рабочих профессий. Выпускники трудятся в различных отраслях экономики России, но большая их часть работают в сфере торговли, общественного питания, в производственной и заготовительной сфере, в системе потребительской кооперации Белгородского облпотребсоюза.

             В настоящее время техникум ведет подготовку для предприятий и организаций всех форм собственности по специальностям:

·         080110 Экономика и бухгалтерский учет

·         080501 Менеджмент

·        080402 Товароведение

·        030503 Правоведение

·        260502 Технология продукции общественного питания

              Студентами Старооскольского кооперативного техникума являются выпускники школ города, районов, и других городов РФ. Социальная среда родителей обучающихся техникума неоднородная, преобладают семьи со средним специальным и средним техническим образованием. Они зачастую недостаточно информированы о ситуации на рынке труда, социальном заказе государства, не всегда могут дать квалифицированный совет в выборе специальности. Поэтому администрацией техникума проводится предварительная профориентационная работа среди учащихся школ города, районов, области. 

Основная задача техникума – это подготовка высококвалифицированных, востребованных на рынке труда специалистов и кадров рабочих профессий и эту задачу опытный педагогический коллектив успешно решает, используя хорошую материально-техническую базу.

Материально-техническая техникума позволяет усовершенствовать и разнообразить современный урок. В настоящее время в техникуме оборудованы вычислительной и мультимедийной техникой и успешно функционируют: компьютерные классы, имеющие выход в Интернет,  библиотека, лекционный зал, методический кабинет. Библиотека техникума оснащена электронной системой «Ирбис».  Для совместной работы все компьютеры объединены в локальную вычислительную сеть. Все это помогает преподавателю в создании проектов, подготовке компьютерных презентаций уроков, применению авторских электронных ресурсов, как на уроках, так и во внеурочное время.

            Создание и использование  электронных ресурсов в современном учебном процессе является определяющим условием в достижении высоких результатов в обучении профессиональных дисциплин; служит главным путем превращения полученных знаний в навыки, выступает важным фактором в развитии умения учиться, заниматься самообразованием, а значит, является как средством, так и целью обучения. Вместе с тем, следует отметить недостаточное количество специализированных электронных образовательных ресурсов, поэтому, именно это направление автор опыта выбрал как определяющее.

 

Актуальность опыта.

         Актуальность выбранной темы заключается в изучении проблемы развития потребности в самообразовании, самостоятельности, творческой активности студентов, потому что для практической деятельности специалиста в условиях быстро изменяющегося содержания труда фактически сразу же после окончания учебного заведения оказывается явно недостаточно тех знаний, умений, которых он приобрел в процессе обучения.

         Проблема организации самостоятельной деятельности студентов в процессе обучения является одной из актуальных в современной педагогике. Сложилась ситуация, когда устоявшиеся способы и формы проектирования и осуществления самостоятельной работы студентов требуют осмысления, коррекции и новых педагогических решений. Это обусловлено, прежде всего, расширением поля самостоятельной деятельности студентов в условиях привлечения к процессу познания информационных и телекоммуникационных компьютерных технологий, формирующих навыки самоорганизации и самообучения.

Актуальность проблемы овладения студентами методами самостоятельной деятельности обусловлена тем, что в период обучения в техникуме  закладываются основы профессионализма, формируются умения самостоятельной профессиональной деятельности. В этой связи, особенно важно, чтобы студенты, овладевая знаниями и способами их добывания, осознавали, что самостоятельная работа призвана завершать задачи всех других видов учебной работы, ибо никакие знания, не ставшие объектом собственной деятельности, не могут считаться подлинным достоянием личности (А.В.Петровский). Вместе с тем анализ образовательной практики показывает, что во многих образовательных учреждениях организации и проведению системной самостоятельной работы студентов уделяется недостаточное внимание как на горизонтальном, так и на вертикальном уровнях. В результате перехода на новые учебные планы и сокращения часов аудиторных занятий, многие темы, разделы рабочих программ, изучаемых студентами, оказались без лекционного сопровождения, лабораторных работ и других видов учебных занятий, проводимых с участием преподавателя. В связи с этим становятся актуальными вопросы организации самостоятельной работы студента, контроля не только его знаний, но и собственно процесса самостоятельной работы. Между тем, в настоящее время функции контроля свелись практически к одной - регистрирующей (итоговой): аттестации, зачеты и экзамены. А все остальные функции: обучающая (управляющая), воспитывающая, развивающая, активизирующая - не получают соответствующего развития.

 

Ведущая педагогическая идея опыта.

Профессионально направленная системная организация самостоятельной работы студента обеспечивает новое качество итогового результата— подготовку к сдачи итогового междисциплинарного экзамена и формирует личностно значимые компетенции будущего специалиста, его подготовку к самостоятельной, творческой профессиональной деятельности.

 

Длительность работы.

С 2006 года автор опыта определила задачу значимости самостоятельной работы не только в подготовке профессионально - компетентного специалиста, но и в формировании у студентов потребности в самообразовании. Опыт работы показал, что без формирования познавательного интереса на занятиях профессиональных дисциплин развитие самостоятельной работы студентов невозможно. Поэтому с 2007 года я использую различные формы и методы самостоятельной работы студентов, направленные на формирование информационно-коммуникативной и познавательной компетенций.

 

 Диапазон опыта.

Представленный опыт – это система методических разработок по проблеме компетентностного подхода в обучении; разработаны методические рекомендации по самостоятельной работе.

 

Теоретическая база опыта.

Постановка проблемы о необходимости формирования навыков самостоятельной работы в процессе обучения и воспитания в истории педагогической науки не является новой. Важность педагогического руководства познавательной активностью и самостоятельностью обучаемых подчеркивали еще А.Дистервег, И.Г.Песталоцци и др. Ретроспективный анализ показал, что в отечественной педагогике вопрос самостоятельной работы обучаемых нашел отражение в трудах таких дидактов, как И.Я. Лернер, П.И.Пидкасистый,  М.Н.Скаткин, и др.

Необходимость и важность формирования самостоятельности в студенческом возрасте рассматривается в работах Д.Б. Эльконина и др. В некоторых публикациях ( П.И. Пидкасистый, и др.) приводятся определения понятий «самостоятельная работа», «самостоятельная познавательная деятельность», «самостоятельность». Несомненный интерес для нашего исследования представляют труды, в которых значительное внимание уделяется проблеме формирования самостоятельной учебной деятельности (И.А.Зимняя, Т.И.Ильина, И.Я.Лернер,  и др.).

Проблема самостоятельной работы занимает важное место также и в обучении иностранным языкам (И.А.Зимняя, А.В.Конышева, Н.Ф.Коряковцева, А.С.Лурье, Е.И.Пассов, Е.С.Полат, Е.Г.Тарева и др.). Вопросы методики самостоятельной работы при изучении иностранных языков одной из первых были рассмотрены Е.И. Виленкиной (1965).

На сегодняшний день сложившаяся практика организации самостоятельной работы студентов в вузе не всегда отвечает в должной мере современным требованиям. Этот факт находит подтверждение в исследованиях И.А.Зимней, М.И.Дьяченко, М.И.Казакова, А.К.Осницкого, В.А.Якунина и др.

 

Новизна опыта.

         Состоит в сочетании разных форм самостоятельной работы студентов с целью формирования компетентностного подхода.

 

Технология опыта

 

Цель опыта -  является изучение сущности, задач и вопросов по организации самостоятельной работы применительно к дисциплине «Товароведение продовольственных товаров».

Задачи:

1) изучение, обобщение, систематизирование данных литературных источников по теме выпускной работы;

2) изучение опыта организации самостоятельной работы по специальной дисциплине «Товароведение продовольственных товаров» в Старооскольском кооперативном техникуме;

3)  использование теоретических знаний и практический опыт работы коллег применительно к организации самостоятельной работы студентов по специальным дисциплинам.

4) создать условия для формирования и развития познавательного интереса, опираясь на прежний опыт и знания студентов;

5) формировать у обучающихся познавательные, информационно-коммуникативные и исследовательские компетенции;

6) способствовать освоению новых форм поиска переработки и анализа информации;

            7) создать условия для самореализации каждого студента в творческих проектах;

          8)  повысить качество знаний по изученным дисциплинам.

            В настоящее время Старооскольский кооперативный техникум занимается такой проблемой, как компетентностный подход в образовательном процессе. Информационно-коммуникативная компетентность будущего специалиста - это комплекс сформированных качеств личности, обеспечивающих гибкость и готовность к изменениям, эффективность профессиональной деятельности в условиях информатизации современного общества при овладении информационными и коммуникативными компетенциями с применением ИКТ.

Согласно Типовому положению об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 г. №543, самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов.

Самостоятельная работа студентов (далее – самостоятельная работа) проводится с целью:

- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

- углубления  и расширения теоретических знаний;

- формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

- развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

- развития исследовательских умений.

В учебном процессе среднего специального учебного заведения выделяют два вида самостоятельной работы:

- аудиторная;

- внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.

Внеаудиторная самостоятельная  работа выполняется  студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

 

Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть:

- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видео записей, компьютерной техники и Интернета и др.;

- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видео записей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент - анализ и др.); подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

- для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариантных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных задач); подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка курсовых и дипломных работ (проектов); экспериментально-конструкторская работа; опытно-экспериментальная работа; упражнение на тренажере; упражнение спортивно-оздоровительного характера; рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видео техники и др.

Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности, изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности студента. Основные формы и виды самостоятельной работы студентов отражаются рабочей программе «Практика для получения первичных профессиональных навыков по товароведению товаров растительного происхождения» (Приложение № 1), в работе кружка «Товаровед» (Приложение № 2).

Организация и руководство внеаудиторной самостоятельной работы студентов:

При предъявлении видов заданий на внеаудиторную самостоятельную работу  рекомендуется использовать дифференцированный подход  студентам. Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает  цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам  работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.

Во время выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной работы и при необходимости преподаватель может проводить консультации за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме, с представлением изделия или продукта творческой деятельности студента.

В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов могут быть использованы семинарские занятия, коллоквиумы, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и др.

Критериями оцени результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента является:

- уровень освоения студентом учебного материала;

- умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- сформированность общеучебных умений;

- обоснованность и четкость изложения ответа;

- оформление материала в соответствии с требованиями.

В Старооскольском кооперативном техникуме, Светлана Валерьевна читает дисциплины «Товароведение продовольственных товаров», «Товароведение товаров растительного происхождения», «Товароведение непродовольственных товаров». Эти дисциплины читаются на втором и третьем курсе. Очень важно на первом этапе дать не только базовые знания по предметам, но и научить их работать самостоятельно. Ведь именно умения учиться - основа высокой успеваемости.

Кроме того, необходимо правильно подбирать и использовать формы работы со студентами, учитывая их возрастные, психологические особенности, уровень школьной подготовки. Иначе даже самые современные и продуктивные методы обучения будут иметь нулевой результат.

Все вышесказанное относится и к организации самостоятельной работы студентов, она должна быть систематической и контролируемой.

С учетом того, что в последнее время при изучении дисциплины важная роль отводится внеаудиторной работе, значение самостоятельной работы студента в успешном освоении предмета возрастает.

Преподавателем используются разнообразные формы самостоятельной работы на занятиях и внеаудиторно.

Так на занятиях по «Товароведение продовольственных товаров» используется такая форма самостоятельной  работы, как составление и заполнение таблиц «Анализ ассортимента хлебобулочных изделий». Такая форма работы позволяет систематизировать изученный материал, сравнить ассортимент, выделить в них общие черты и отличия.

Данная учебная деятельность предполагает самостоятельную работу студентов с материалом учебного параграфа, это развивает у студентов способность видеть главное и представлять его в кратком изложении, анализировать и систематизировать знания по теме.

Групповые формы самостоятельной работы студентов используются на уроках экономики. Групповая работа имеет тройной результат:

1)  достижение познавательных и творческих целей;

2)  развитие у студентов коммуникативных способностей и культуры общения;

3)  формирование навыков работы в коллективе.

На своих знаниях преподаватель развивает у студентов навыки подготовки и участия в семинарских занятиях.

Эта подготовка сообщений по определенным темам, и умения выделять главное в объемном текстовом материале, и конспектировании, и планирования, способность самостоятельно и аргументировано строить ответы на поставленные вопросы и многое другое.

Большое внимание уделяется самостоятельной работе при подготовке домашнего задания, стараюсь, чтобы оно было содержательным и интересным для студентов.

Значительное место отводится подготовке докладов, рефератов по дисциплине.

По «Товароведению продовольственных товаров» практикует такие виды самостоятельной работы, как составление конспектов, тезисов ответа, а также различные формы творческой работы студентов: кроссворды, тесты.

На занятиях товароведения, при организации самостоятельной работы, ставятся две основные цели:

1)  развивать у студентов самостоятельность в познавательной деятельности;

2)  учить  студентов  самостоятельно  применять  знания  в  практической деятельности.

При этом используются традиционные методы самостоятельной работы студентов - это работа с книгой и справочной литературой, составление конспектов, решение задач.

Особое внимание уделяется организации самостоятельной работы, как решение задач. Он используется для создания проблемных ситуаций, формирования практических умений и навыков, проверки глубины и прочности знаний, закрепления, обобщения и повторения материала, развития творческих способностей студентов.

Результативность самостоятельной работы студентов во многом зависит  от эффективности ее организации. И здесь определяющую роль играет преподаватель, насколько рационально сможет он задать алгоритм, последовательность действий, выполнения необходимых операций.

Преподаватель выполняет все функции координатора работы:

- четко ставит цель, разъясняет механизм выполнения заданий;

- проверяет выполнение промежуточных этапов;

-  оперативно корректирует ход выполнения работы;

- оказывает консультационно-практическую помощь;

- помогает анализировать полученные данные, делать выводы;

- нацеливает на получение практических результатов.

Таким образом,  обучение студентов рациональным методам организации интеллектуальности труда. При этом выполняет  и воспитывает функции:

- способствует формированию чувства ответственности долга, аккуратности, обязательности.

Самая главная цель, которую он преследует, это научить студента учится всю жизнь, уметь добывать необходимые знания и затем применять их в своей будущей профессиональной деятельности.

Одним из самых доступных и проверенных практикой путем повышения эффективности урока, активизации студентов на уроке является соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Она занимает исключительное место на современном занятиях, потому что студент приобретает знания только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности.

Передовые педагоги всегда считали, что на занятиях студенты должны трудиться по возможности самостоятельно, а преподаватель - руководить этим самостоятельным трудом, давать для него материал, основную часть знаний студент должен получить на уроке. Это не означает, что самостоятельно студент трудится только после уроков дома, в кабинете или в читальном зале. Важной частью учебного процесса является самостоятельная работа с учебниками, образцами, нормативно технической документацией на занятиях.

Рассмотрим основные требования к организации самостоятельной деятельности студентов на уроке.

Любая самостоятельная работа на любом уровне самостоятельности имеет конкретную цель. Каждый студент знает порядок и приемы выполнения работы.

Самостоятельная работа соответствует учебным возможностям студента, а степень сложности удовлетворяет принципу постепенного перехода с одного уровня самостоятельности на другой. В учебном процессе используются результаты, выводы самостоятельной, в том числе домашней работы.

Обеспечивается сочетание разнообразных видов самостоятельной работы и управление самим процессом работы.

Назначение самостоятельной работы - развитие познавательных способностей, инициативы в принятии решения, творческого мышления. Поэтому, подбирая задания, надо свести к минимуму шаблонное их выполнение.

Содержание работы, форма ее выполнения должны вызывать интерес у студентов, желание выполнить работу до конца.

Самостоятельные работы организуются так, чтобы они вырабатывали навыки и привычку к труду.

Самостоятельная работа студентов на занятиях заключается в работе с учебной и методической литературой, решении различного вида задач и ситуаций, направленных на выработку практических умений и навыков.

В наше время книга - основной источник знаний, важное средство человеческого общения.

Для развития умения использовать метод самостоятельной работы с книгой очень важно систематически работать с учебником на занятиях.

 

 

Однако многие преподаватели товароведения, да и другие редко используют этот метод самостоятельной работы из-за большого объема изучаемого материала на занятиях. Студенты по существу работают с книгой и методической литературой только дома или в читальном зале без управления со стороны преподавателя.

Чтобы работа с учебником на занятиях давала обучающий эффект, преподавателю необходимо тщательно ее планировать и соблюдать ряд требований.

Существенное значение, прежде всего имеет правильный выбор материала (темы) для самостоятельного изучения по учебной литературе на уроке.

Не всякий вопрос студенты могут освоить самостоятельно без обстоятельного объяснения его преподавателем. Изучение многих тем в «Товароведении» вызывает у студентов большие трудности. По таким темам не следует отсылать студентов к самостоятельному изучению, их нужно излагать и объяснять самому преподавателю. Но если содержание темы вполне доступно для студентов, то преподаватель поручает им изучить тему самостоятельно. Тема может изучаться студентами, как на уроке, так и во внеурочное время, при этом студенты должны сделать конспект этого материала.

Например, осваивая курс «Товароведение продовольственных товаров», студенты изучают тему «Кондитерские товары», вопрос упаковка, маркировка и хранение кондитерских товаров преподаватель предлагает студентам изучить самостоятельно. При этом она учитывает междисциплинарные связи с «Организацией отраслей деятельности», «Метрологией, стандартизацией      и  стандартизацией», «Теоретическими основами товароведения» наличие в библиотеке достаточного количества учебников Товароведение продовольственных товаров под редакцией В.А. Тимофеевой стр. 97-101, где этот вопрос изложен подробно, доступно и последовательно. Для контроля за самостоятельным изучением этого вопроса, я предлагаю студентам, на основе предложенных образцов дать торговую характеристику по определению идентификации кондитерских изделий.

Или другой пример, при объяснении учебного материала по теме «Оценка качества продовольственных товаров» студенты самостоятельно выписывают по данной теме наиболее значимые основные понятия такие как: качество, показатели качества, показатели продукции, потребительское свойство, дефект, градация, сорт, класс и т.д. При этом можно совмещать самостоятельную работу студентов и одновременно беседовать, поясняя некоторые пункты данного материала.

Самостоятельной работе студентов с учебной и методической литературой, как правило, должна предшествовать основательная вступительная беседа преподавателя.

В ней нужно точно определить тему нового материала, провести общее ознакомление с его содержанием, отражать внимание на те вопросы, которые студенты должны усвоить, а также дать подробные советы о порядке самостоятельной работы и самоконтроле.

В процессе занятий преподавателю нужно наблюдать за ходом самостоятельной работы студентов, ставить отдельным из них вопросы, как они понимают изучаемый материал. Если некоторые из них будут встречаться с затруднениями, необходимо помочь им разобраться в непонятных положениях.

Серьезное внимание следует обращать на выработку у студентов умения самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал по учебной литературе.

При изучении нового материала нередко возникает необходимость обратиться к краткому воспроизведению пройденных ранее тем.

Работа с учебной и методической литературой ни в коем случае не должна занимать весь урок. Ее необходимо совмещать с другими формами и методами обучения, например: решение задач, изучение ассортимента товаров по магазинам города, составление торговой характеристики товаров. После работы с учебником обязательно нужно проверить качество усвоения изучаемого материала: организуется заключительная беседа, преподаватель ставит дополнительные контрольные вопросы и обобщает изучение на уроке, проводит решение различных ситуационных задач, которые связаны с выработкой умений, навыков и дальнейшим углублением знаний студентов.

Самостоятельная работа студентов с учебной и методической литературой по усвоению нового материала как метод обучения требует от преподавателя хорошего знания и практического владения разнообразными приемами ее организации.

Большой удельный вес в курсе товароведения имеют практические занятия.

Они имеют важное значение для формирования умений и навыков по специальности, которые в дальнейшем развиваются и совершенствуются в ходе обучения в сфере общественной - в предприятиях и организациях торговли под руководством специалистов.

Поэтому преподаватель должен в полной мере использовать практические занятия для приобщения студентов к работе, к стремлению преодолевать трудности, воспитывать в духе уважения своей будущей профессии.

Организация любой практической работы начинается с установления ее места в системе уроков по данной теме.

Как правило, практическое занятие по товароведению после изучения теоретического материала и преследует цель проверить знания студентов с применением фронтального опроса и умение применить эти знания.

Определенная подготовительная работа проделывается до урока: студентам дается задание повторить теоретический материал, разрабатываются задания для практической работы и так далее. Все это позволяет продуктивнее использовать время урока, помогает студентам лучше понять цель работы и средства ее достижения.

При разработке содержания практических занятий следует учитывать, чтобы в совокупности по учебной дисциплине они охватывали весь круг профессиональных умений. Надлежит решить, что студент может выполнить самостоятельно, а что необходимо дать в готовом виде в описании к работе.

Состав заданий для практического занятия должен быть спланирован с таким расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно большинством студентов.

По каждому практическому занятию должны быть разработаны методические указания по их проведению.

Методические указания позволяют студентам самостоятельно решать предлагаемую им задачу на основе приведенного примера и описанию действий по решению.

Выполнению практических занятий предшествует проверка знаний студентов - их теоретической готовности к выполнению задания. Обычно это достигается путем проведения фронтального опроса по изучаемому материалу. Например, можно провести фронтальный опрос в устной форме, а можно это сделать и в письменной форме, например, заполнить таблицу «Факторы, определяющие сорт колбасных изделий», решить деловую ситуацию или ответить на вопросы теста.

Тем самым проверяется подготовленность студентов всей группы и достигается большая накопляемость оценок.

Необходимыми структурными элементами практического занятия является инструктаж проводимый преподавателем, а также анализ и оценка выполненных работ и степени овладения студентами запланированных умений.

Инструктирование заключается в постановке перед студентами познавательной задачи, раскрытии назначения предстоящей работы, в ознакомлении с техникой ее выполнения, в разъяснении, каким требованиям должны отвечать результаты работы, какими приемами самоконтроля пользоваться, как оформлять выполненную работу.

В зависимости от того, какой характер будет носить предстоящая работа студентов на практическом занятии - тренировочный или контрольный, преподаватель определяет и содержание инструктажа. При инструктировании учащихся    перед    выполнением    работы,    носящей    тренировочный    характер, преподаватель   инструктирует   их   наиболее   подробно,   особенно   если   работа выполняется в первый раз.

Допустим, что предстоит практическая работа по теме «Тара, упаковка и средства информации о товарах», которую учащиеся выполняют впервые. В таких случаях инструктаж обычно подразделяется на вводный, текущий и заключительный. Основное инструктирование происходит в начале, в вводном инструктаже. Преподаватель раскрывает учащимся задачу предстоящей работы, ее значение в приобретении профессиональных умений, разъясняет, каким требованиям должны удовлетворять результаты работы, знакомит с техникой ее выполнения и оформления результатов.

В процессе выполнения работы учащимися преподаватель осуществляет по мере надобности их текущее инструктирование с учетом хода выполнения задания отдельными учениками. Во время такого инструктирования полезно предложить учащимся, нуждающемуся в помощи, самому попытаться найти правильное решение или действия, опираясь на ранее пройденный материал и вводный инструктаж.

По окончании работы и проверки ее результатов преподаватель проводит заключительный инструктаж. Путем беседы он проводит разбор положительных сторон и недостатков в выполнении работы, дает рекомендации учащимся, как избежать допущенных ошибок в последующих работах, какую учебную литературу прочитать дополнительно, что самостоятельно проделать в учебном кабинете во внеурочное время. При выполнении тренировочных работ необходимо оставлять учащимся место для самостоятельного поиска. В этом случае целесообразно проводить вводный инструктаж с исходными данными, но при условии, что задание окажется посильным учащемуся для самостоятельного выполнения.

Например, при выполнении практической работы по теме «Изучение ассортимента растительных масел по стандарту и установление признаков деления растительных масел на товарные сорта» на основе торговой ситуации: В магазин поступила партия подсолнечного рафини­рованного недезодорированного масла без сертификата со­ответствия. Для получения сертификата соответствия была отобрана проба и направлена в испытательную лабораторию. Лабораторный анализ объединенной пробы выявил: цветное число — 11 мг йода; кислотное число — 0,3 мг КОН; содер­жание отстоя — 0,07%; влаги и летучих веществ — 0,05%.

1) Какое заключение о качестве должна сделать лаборатория?

2) Может ли она по проведенным исследованиям выдать серти­фикат соответствия?

3) Можно ли реализовать данное масло?

4) Правомочен ли был руководитель магазина отбирать пробу в данной ситуации? Ответ аргументируйте (Приложение №3)

И умения, и навыки формируются в процессе деятельности. В этом отношении обучение на практических занятиях является целенаправленным и комплексным охватывающим все стороны практической деятельности будущего специалиста.

На практических занятиях студенты овладевают первоначальными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе практики.

Проблеме организации самостоятельной работы студентов посвящается:

- выпускная квалификационная работа по теме: «Организация самостоятельной работы студентов при изучении специальной дисциплины «Товароведение продовольственных товаров»» (Приложение№4);

- методическая разработка на тему: «Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов по специальным дисциплинам как фактор формирования познавательных компетенций» (Приложение №5);

- методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Товароведение товаров растительного происхождения» (Приложение №6).

 

Результативность опыта

Для оценки результативности внедрения опыта педагог выделила критерии результативности, исходя из задач:

1.                                      Уровень сформированности познавательного интереса к специальным дисциплинам.

2.                                      Уровень обученности студентов за три года;

3.                                      Динамика результативности учебной деятельности по итогам мониторинга учебного заведения в течение 3-х последних лет.

 

Уровень сформированности познавательного интереса студентов к специальным дисциплинам за последние три года анализировался по системе психолого-педагогических требований Битяновой М. Р. (Психологические тесты Вандерлинка, тест Д.Векслера, методики М.М.Семаго, тест Амтхауэра, прогрессивные матрицы Равенна.

 

Уровень сформированности познавательного интереса

по специальным дисциплинам (в %)

Познавательная деятельность студентов

2007-2008 уч.год

2008-2009

уч.год

2009-2010 уч.год

ТО-21

ТО-31

ТО-41

1.

Интеллектуальный уровень

31

33

40

2.

Сформированность качеств учебной деятельности.

20

23

24

3.

Уровень волевой регуляции деятельности.

24

26

28

4.

Эмоциональная сфера.

20

12

6

 

        Из таблицы видно, что применение самостоятельной работы студентов порождает мотивацию у студентов, являющаяся источником активности и направленности личности. Мотивация в свою очередь формирует коммуникативную компетентность, которая обеспечивает уровень сформированности познавательного интереса от интеллектуального уровня до эмоциональной сферы. В отношении второго показателя значительно труднее сформировать чёткие критерии качеств учебной деятельности (виды мышления, уровень речевого развития, навыки письма), по которым можно было бы судить, в достаточной ли мере развиты те или иные познавательные функции. Уровень волевой регуляции деятельности почти остаётся на одном уровне, так как ко второму курсу он в основном уже сформирован, студенты знают, каким предметам нужно будет больше уделить внимания, чтобы успешно сдать экзамены. Важно, что отношение подростка к учёбе теперь выступает для него в качестве смыслообразующего мотива. Эмоциональная сфера к третьему курсу «идёт» на убыль, т.к. появляется у студентов больше серьёзности, рассудительности, исследовательского подхода к обучению.

По второму критерию анализировался уровень обученности за три года в разных группах.

 

Динамика уровня обученности студентов

 

Результаты мониторинга за последние три года отражают стабильность качества знаний по специальным дисциплинам.

 

Динамика результативности учебной деятельности по итогам

мониторинга учебного заведения в течение 3-х последних лет

Учебные годы

Дисциплины

Учебные

 группы

Успеваемость

Средний балл

Качество знаний

 

 

 

 

 

 

 

2007-2008

Метрология, стандартизация и сертификация

ТО - 21

100%

3,6

53,6%

Практика для получения первичных и профессиональных навыков по метрологии, стандартизации и сертификации

ТО - 21

100%

3,6

53,6%

Товароведение продовольственных товаров

ТО - 21

100%

3,7

66,2%

Практика для получения первичных и профессиональных навыков по товароведению продовольственных товаров

ТО - 21

100%

3,7

66,2%

Товароведение товаров растительного происхождения

Т - 31

100%

3,7

63.3%

Товароведение товаров животного и комбинированного происхождения

Т - 31

100%

3,7

63.3%

Товароведение продовольственных товаров

Б - 31

100%

3,7

61,1%

Товароведение продовольственных товаров

Б – 32

100%

3,6

56,5%

 

 

 

 

 

 

2008-2009

Товароведение непродовольственных товаров

Б – 32

100%

3,6

56,5%

Товароведение продовольственных товаров

М - 31

100%

3,7

63,3%

Товароведение продовольственных товаров

М - 33

100%

3,7

65,1%

Товароведение продовольственных товаров

М – 34

100%

3,8

65%

Товароведение непродовольственных товаров

М – 31

100%

3,7

62,4%

Товароведение непродовольственных товаров

М – 33

100%

3,8

67,9%

Товароведение непродовольственных товаров

М - 34

100%

3,8

65%

Метрология, стандартизация и сертификация

Т - 21

100%

3,7

62,4%

Практика для получения первичных и профессиональных навыков по метрологии, стандартизации и сертификации

Т - 21

100%

3,7

62,4%

Товароведение товаров растительного происхождения

Т - 21

100%

3,8

64,5%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2009-2010

Практика для получения первичных и профессиональных навыков по товароведению товаров растительного происхождения

Т - 21

100%

3,8

64,5%

Теоретические основы товароведения

Т - 21

100%

3,8

64,5%

Товароведение продовольственных товаров

ТО - 21

100%

3,8

69,4%

Практика для получения первичных и профессиональных навыков по товароведению продовольственных товаров

ТО - 21

100%

3,8

69,4%

Метрология, стандартизация и сертификация

ТО - 21

100%

3,7

65,5%

Практика для получения первичных и профессиональных навыков по метрологии, стандартизации и сертификации

ТО – 21

100%

3,7

65,5%

Товароведение непродовольственных товаров

Б - 31

100%

3,9

69,5%

Товароведение непродовольственных товаров

Б – 32

100%

3,8

65,8%

 

По данным результатам прирост составил  +5,4%

2007-2008уч.год – 62,0%

2008-2009уч.год – 66,3%

2009-2010уч.год – 67,4%

 

Результаты свидетельствуют, что применение самостоятельной работы как аудиторной так внеаудиторной  формирует у студентов информационно-коммуникативную  компетентность, которая обеспечивает гибкость и готовность к изменениям, эффективность профессиональной деятельности в условиях информатизации современного общества при овладении информационными и коммуникативными компетенциями с применением информационно-коммуникативных технологий. Информационно-коммуникативная компетентность порождает мотивацию у студентов, которая является источником активности и направленности личности. Мотивация в свою очередь обеспечивает уровень сформированности познавательного интереса от интеллектуального уровня до эмоциональной сферы; совершенствование умений и способностей общения в учебно-научной, социально - бытовой, социально - культурной, официально – деловой сферах общения; овладение формами речевого общения в процессе различных видов деятельности; развитие умения и способностей работы с учебным научным текстом, другими источниками информации.

Все это позволяет организовать качественно учебный процесс и раскрыть способности одарённых студентов через олимпиады, конкурсы, а положительные оценки на экзаменах являются достойным завершением среднего профессионального образования.

 Эффективное введение в традиционный учебный процесс аудиторную и внеаудиторную работу студентов, специфически направленных на развитие познавательной сферы студента: памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психологических функций, является в этой связи одной из важнейших педагогических задач современного обучения.

Таким образом, преподаватель правильно выделила проблему: через использование самостоятельной работы студентов  развивать познавательный интерес студентов. Ее реализация показывает, что у студентов повышается уровень обученности: развился интерес к профессии, к работе с дополнительной литературой, улучшилась грамотность, сформировались умения и навыки в работе с компьютером, снято напряжение страха перед экзаменом.

Студенты принимают активное участие в студенческих научно-практических конференциях и поисково-исследовательских работах.

Так студентки: Животкова И.М. студентка 3 курса, специальности 080402 Товароведение, принимала участие в творческой поисково-исследовательской работе на тему: «Формирование ассортимента кондитерских изделий на примере кондитерской фабрики Славянка», заняла II место. Белкина Р.О.  студентка 3 курса, специальности 080402 Товароведение, была награждена грамотой за активное участие в студенческой научно практической конференции «Прогрессивные технологии обслуживания потребителей».

 

Результаты опыта свидетельствуют о позитивном влиянии внедрения в образовательный процесс аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, что доказывает эффективность образовательного процесса.

 

 

 

 

Библиографический список

 

1. Григорович Л.А., Марцинковская Г.Д. Педагогика и психология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2001 

2.  Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов пед. учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М., 1998

3.  Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования. - М., 2001

4.  Орлов В.И. Методические основы обучения. - М., 2000

5.  Педагогика. /Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1998

6. Педагогика /Под ред. П.Н. Пидкасистого. - М., 1998

7. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1999

8 . Педагогика  и   психология   высшей   школы:   Учеб.   Пособие  для  вузов /М.В.Буланова - Топоркова,   А.В.   Духавнева,   Л.Д.   Столяренко   и   др.   Ростов -на- Дону, 2002

9. Педагогика:  Педагогические теории, системы технологии. Учебник для высших и  средних  учебных  заведений./ И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, С.А.Смирнов и др. : под ред. С.А. Смирнова. - М., 2003

10. Психология и педагогика. /Под ред. А.А. Радугина. - М., 2003.

11. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для вузов в 2 кн. - М., 2000

12. Профессиональная педагогика: Учебник для вузов/ Российская академия образования.   Ассоциация   «Профессиональное  образование».  Под  ред. С.Я. Батышева. - М., 1999

13.  Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г.  Содержание и технология обучения в средних специальных учебных заведениях. - М., 2001.

14. Столяренко Л.Д. Педагогика. - Ростов н/Д., 2003

 

 

 

Приложения

1.     Приложение № 1 – Рабочая программа «Практика для получения первичных профессиональных навыков по товароведению товаров растительного происхождения»;

2.     Приложение № 2 -  План работы кружка «Товаровед»;

3.     Приложение № 3 -  План занятия № 4. Тема занятия: Изучение ассортимента растительных масел по стандарту и установление признаков деления растительных масел на товарные сорта;

4.     Приложение № 4 – Выпускная квалификационная работа по теме «Организация самостоятельной работы студентов при изучении специальной дисциплины «Товароведение продовольственных товаров»»;

5.     Приложение № 5 – Методическая разработка на тему «Методика организации восприятия на уроке;

6.     Приложение № 6 – Методическая разработка на тему: «Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов по специальным дисциплинам как фактор формирования познавательных компетенций»;

7.     Приложение № 7 – Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Товароведение товаров растительного происхождения».

Hosted by uCoz