НОУ СПО
«СТАРООСКОЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕХНИКУМ» БЕЛГОРОДСКОГО ОБЛПОТРЕБСОЮЗА
Использование
информационно-коммуникационных технологий в формировании профессиональных
компетенций студентов при организации самостоятельной работы
Гладилина Татьяна Александровна
преподаватель информатики
С О Д Е Р Ж А Н
И Е
1.
Тема опыта
2.
Актуальность опыта
3.
Условия возникновения опыта
4.
Ведущая педагогическая идея опыта
5.
Длительность работы над опытом
6.
Диапазон опыта
7.
Теоретическая база опыта
8.
Новизна опыта
9.
Описание опыта
10.
Результативность опыта
11.
Список литературы
1. Тема опыта:
Использование
информационно-коммуникационных технологий в формировании профессиональных
компетенций студентов при организации самостоятельной работы
2. Актуальность опыта
Профессиональное образование
является основой социального,
экономического развития общества, инструментарием формирования личности, ее развития,
профессионального и личностного роста.
Преобразования в экономике
обозначили главную роль учреждений профессионального образования – подготовка
конкурентоспособного специалиста. Вопрос повышения конкурентоспособности на
рынке труда обусловлен повышением требований работодателей к уровню
квалификации работника.
Современная образовательная
среда координирует педагогов и преподавателей
на интегрирование технологии, ориентированных не на процесс, а на
позицию самого студента, ведь именно он является центральной фигурой
образовательной деятельности.
Исследования показали, что в настоящее время знания
обесцениваются очень быстро – около
15-20% в год, иными словами, через 3-5 лет выпускник учебного заведения теряет
большую часть знаний, полученных за годы учёбы. Поэтому одна из основных задач решаемая
нашим педагогическим коллективом – научить учиться. Занятия должны строиться
так, чтобы они учили студентов творческому, научному подходу к любому вопросу,
приобретению умений и навыков самостоятельной работы.
Информатизация – необходимая
компонента, условие и катализатор модернизации образования. Она позволяет
реализовать переход от репродуктивной модели образовательно-обучающей
деятельности к самостоятельной, инициативной, творческой работе с информацией
каждого ученика и учителя. Новая модель образования подразумевает существенное
усиление роли процессов поиска, сбора, оценки и отбора, анализа, организации,
представления и трансляции знаний, коллективную работу, планирование
индивидуальной и групповой деятельности. Формирование профессиональных
компетенций находится в тесной связи с опытом организации самостоятельной
работы, накопленным в студенческие годы.
3.
Условия возникновения опыта
В последнее время обучение студентов не мыслится без
активизации самостоятельной работы, интенсификации их самостоятельной
познавательной деятельности и эффективных способов руководства ею. Это в первую
очередь обусловлено социальными запросами общества, когда современный
специалист должен иметь высокий уровень подготовки, обладать способностью и
профессиональными навыками принимать самостоятельные решения, уметь выбирать в
значительном объёме информацию, нужную для решения поставленной задачи и
обрабатывать её. Затем, на основании
полученного результата, творчески подойти к преобразованию окружающей
действительности.
Немаловажное значение в повышении роли
самостоятельной работы студентов имеет и тот факт, что Концепция модернизации
российского образования, наравне с указанием необходимости достижения высокого
качества профессионального образования, предусматривает ряд задач,
ориентированных на постепенную его реорганизацию в соответствии с
образовательными стандартами ведущих европейских стран. Где большая часть
учебного времени отводится различным формам самостоятельной активной работе
студентов.
Коллектив техникума идет в ногу со временем и работает
над проблемой «Компетентностный подход как фактор
повышения качества подготовки специалиста». Почву для работы над этой проблемой
подготовила реализация проблемы информационно-креативных
технологий в обучении. И это логично, так как процесс формирования компетенций
специалиста должен основываться на творческой активности студентов, владении
ими современными информационными технологиями.
Формирование
профессиональных компетенций находится в тесной связи с опытом организации
самостоятельной работы, накопленным в студенческие годы. Выпускник может оказаться в трудном положении, если за
годы учёбы в учебном заведении не научится навыкам самостоятельного
приобретения знаний, навыкам повседневного самообразования.
Применение информационно-коммуникационных
технологий в практике работы явилось скорее поиском путей решения явно обозначившихся
проблем, которые решить в рамках традиционно используемых методов обучения
стало невозможно. Как наиболее острую из них следует выделить проблему
различного стартового уровня знаний и умений студентов в области информационных
технологий. Особенно это касается студентов заочного отделения техникума. Часть
из них уже имеет опыт работы в различных областях информационных технологий и с
различными программными средствами. Для другой части студентов обучение
необходимо начинать с понятий, определений, с привития элементарных навыков
работы с техническими средствами. В результате построить оптимальный курс
обучения даже в одной группе студентов заочного отделения становится
практически невозможно. Кроме того, знания студентов с высоким уровнем
подготовки, как правило, не выстроены в логике курса и требуется идентификация
пробелов в знаниях с последующей коррекцией.
Поэтому одна из основных задач решаемая преподавателем
– научить учиться. Занятия должны строиться так, чтобы они учили студентов
творческому, научному подходу к любому вопросу, приобретению умений и навыков
самостоятельной работы.
4.
Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея опыта
заключается в определении путей повышения эффективности формирования
профессиональных компетенций студентов при организации самостоятельной
работы посредством широкого внедрения в
учебный процесс
информационно-коммуникационных технологий, которые позволяют студентам получить возможность индивидуального
продвижения в обучении
5.
Длительность работы над опытом
Работа над опытом началась в 2007 – 2008 учебном году,
когда техникум завершал работу над проблемой «Информационно-креативные
технологии в профессиональной подготовке студентов» и переходил к работе над
проблемой «Компетентностный подход как фактор повышения
качества подготовки специалистов». Заключительный этап – 2009 – 2010 учебный
год, когда были подведены итоги работы преподавателя и проанализировано
качество знаний студентов.
6. Диапазон
опыта
Диапазон
опыта представлен методической работой преподавателя по заявленной теме.
7. Теоретическая база опыта
Закрепленная Законом «Об
образовании» самостоятельность образовательных учреждений СПО, регулируемая и
направляемая Государственным стандартом, позволила самостоятельно выбирать образовательные (педагогические) технологии,
методы, средства обучения и управления качеством образования. Определяя
технологию по международным стандартам, приведем формулировку ЮНЕСКО: «Педагогическая технология – это
систематический метод оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний
путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для
достижения более эффективной формы образования». Современная образовательная
среда координирует педагогов и преподавателей
на интегрирование технологии, ориентированных не на процесс, а на
позицию самого студента, ведь именно он является центральной фигурой
образовательной деятельности. В связи с этим возникает потребность политехнологичного
моделирования образования, компетентностного подхода
к модернизации подготовки специалиста СПО.
Модульный подход в обучении – современная концепция
взаимосвязи личностного и деятельностного подходов,
целью же модульного обучения является создание наиболее благоприятных условий
развития личности путем обеспечения гибкости содержания обучения, адаптация на
обучаемого, индивидуальный подход к потребностям личности студента. Ключевым понятием
технологии является понятие модуль – относительно самостоятельная и завершенная
единица образовательной программы. Модуль определяет цели обучения, задачи,
уровни изучения, навыки и умения, которыми должен овладеть студент; содержит познавательную и учебно-профессиональные части. Ценность
модульной системы обучения определяется следующими критериями: законченный
информационный блок; определенный объем материала и уровень его усвоения;
индивидуализация работы с обучаемым; формирование
навыков самостоятельной работы; субъект-субъекные
отношения.
Важным направлением является
проектная деятельность как форма практикоориентированного обучения, которая нашла широкое
применение как в общем, так и в профессиональном
образовании. Разрабатываемые и создаваемые студентами проекты имеют свою специфику и классификацию:
исследовательские, констатирующие, практические, социальные и прочее.
Одним из видов внеаудиторной
деятельности студентов традиционно является самостоятельная работа. Кардинально меняется представление и
методика в свете современных требований к квалификационным характеристикам
специалиста: мотивация компетентности, инициатива, ответственность, умение
прогнозировать последствия принятых решений, продуктивность, мобильность,
готовность к увеличенным нагрузкам и т.д. Именно эти профессиональные критерии
и формируются при активизации самостоятельной познавательной деятельности.
8. Новизна опыта
Опыт можно обозначить как репродуктивно-рационализаторский, поскольку данный вопрос уже разрабатывался
отечественными и зарубежными педагогами. Наработанный опыт адаптирован в
условиях техникума в соответствии с информационно-коммуникационными
возможностями учебного заведения
Новизна опыта заключается, в том числе и в том, что
обучение информатике опирается на созданный мною электронный учебник, а также
на использование учебно-информационных возможностей сайта и электронной
библиотечной системы Ирбис техникума.
12.
Описание опыта
Усиление роли самостоятельной работы
студентов позволяет преподавателям всё
шире использовать возможности самостоятельной работы для подготовки будущих
специалистов. Формирование профессиональных компетенций будущих специалистов в
процессе самостоятельной работы даёт возможность объединить тенденции,
существующие в профессиональном образовании: информатизацию и усиление роли
самостоятельной работы студентов.
Анализ научных информационных
источников позволил выявить теоретические предпосылки для поиска путей
формирования информационной компетентности средствами самостоятельной работы
студентов. Общетеоретические вопросы самостоятельной работы
студентов отражены в работах Н.А. Александрова, Д.В. Вилькеева,
С.И. Зиновьева, И.И. Кобыляцкого и др., развитию
познавательной самостоятельности студентов посвящены исследования И.Я. Лернера, М.И. Махмутовой, П.И. Пидкасистого и др. Творческое развитие личности и
самообразование представляют однонаправленным процессом исследователи А.А.
Вербицкий, А.А. Рубаник, И.Е. Рудакова, Н.М. Трофимова;
новые формы организации самостоятельной работы студентов, связанные с
профессиональной направленностью, представлены в работах В.Я. Виленского, Е.С. Полат, А.В. Хуторского и др.
Вместе с
теоретическими появились и практические
предпосылки, способствующие поиску эффективных путей формирования профессиональных
компетенций будущих специалистов в
процессе самостоятельной работы студентов: усиление роли самостоятельной работы
студентов по положениям Болонской конвенции; реализация Концепции модернизации российского
образования на период до
Теоретическая значимость
опыта заключается в том, что внесен вклад в
развитие концепции компетентностного подхода в
подготовке специалиста, в процессе организации самостоятельной работы студентов
очного и заочного отделений техникума.
Практическая ценность результатов обобщения
опыта возможностью использования
наработок преподавателя на всех этапах организации самостоятельной работы
студентов с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Под
самостоятельной работой студентов понимается планируемая учебная,
учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов,
выполняемая в аудиторное и во внеаудиторное время по заданию и при методическом
руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Формирование профессиональной
компетентности в процессе внеаудиторной самостоятельной работы студентов
представляется нами как логика образовательных ситуаций, организуемых в
процессе внеаудиторной самостоятельной работы, обеспечивающих восхождение
студентов от первичной ориентировки в профессионально-ориентированной информационной
среде к овладению типовыми операциями информационных технологий при решении
профессиональных задач, а затем к творческой самостоятельной деятельности в
сфере решения профессиональных задач на информационной основе. В этом процессе осуществляется преобразование знаний
в области информационно-коммуникационных технологий в особый тип знаний и
опыта, позволяющих вырабатывать и применять приёмы самостоятельного решения
задач в сфере будущей профессиональной деятельности. Формирование профессиональной
компетентности в процессе самостоятельной работы студентов предполагает единство
усвоения соответствующих знаний (ориентировочной основы деятельности),
практических умений и опыта самостоятельного решения учебных и профессиональных
задач, принятия ценностей и смыслов самореализации и профессиональной
деятельности в информационном обществе.
13.
Результативность опыта
2008
– 2009 учебный год
Информатика Б – 21 3,9 72,3
Б – 22 4,1 81,2
М – 21 3,8 73,4
М – 22 3,8 69,5
М - 23 3,9 71,2
ТО - 21 4,1 83,5
Учебная практика по
информатике
М – 21 4,3 91,2
М – 22 4,4 93,5
М – 23 4,4 92,5
ТО - 21 4,1 82,6
2009
– 2010 учебный год
Информатика Б – 21 4,1 81,5
Б – 22 3,9 73,1
М – 21 4,2 77,3
М – 22 3,7 60,8
М - 23 3,9 69,6
ТО - 21 4,1 85,3
Учебная практика по
информатике
М – 21 4,3 90,9
М – 22 4,3 81,8
М – 23 4,1 81,8
ТО - 21 4,5 92,3
Прирост 7,4 %
14.
Список литературы
1. Аргунова Т.Г. Организация самостоятельной работы студентов.
- М., НПЦ «Профессионал-Ф», 2003.
2. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе.
- М., 2002.
3. Ярочкина Г.В., Ефимова С.А. Методика проектирования учебных
материалов на модульно-компетентностной основе. – М.,
2006.
4.
Муравьёва А.А., Кузнецова Ю.Н., Червякова
Т.Н. Организация модульного обучения, основанного на компетенциях: Пособие для
преподавателей. – М.: Альфа-М,2005.
Приложения