НОУ СПО «СТАРООСКОЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕХНИКУМ» БЕЛГОРОДСКОГО ОБЛПОТРЕБСОЮЗА

 

 

 

 

 

 

 

«Конструирование образовательных контрольно-измерительных материалов и проведение тестовых экзаменов»

 

 

 

 

 

Кальницкая Светлана Николаевна

преподаватель математики и информатики

 

 

 

 

Содержание:

 

 

Информация об опыте……………………………………………3

 

Технология опыта………………………………………………...11

 

Результативность опыта…………………………………………20

 

Библиографический список……………………………………..24

 

Приложение к опыту…………………………………………….25


 

Условия возникновения проблемы, становления опыта.

НОУ СПО «Старооскольский кооперативный техникум Белгородского облпотребсоюзаоткрыт в 1962 году на базе торгово-кооперативной школы основанной в 1945 году в г. Курске. В 2011 году техникуму исполняется 49 лет. За эти годы подготовлено более 30,0 тысяч специалистов и кадров рабочих профессий. Выпускники техникума трудятся в различных отраслях деятельности России.

 В настоящее время техникум ведет подготовку для предприятий и организаций всех форм собственности по специальностям:

·         080110 Экономика и бухгалтерский учет
·         080501 Менеджмент
·        080402 Товароведение
·        030503 Правоведение
·        260502 Технология продукции общественного питания

Преподаватель математики и информатики Кальницкая Светлана Николаевна работает в Старооскольском кооперативном техникуме  в течение 12 лет.

В техникум поступают студенты из различных районов Белгородской области с различным уровнем развития познавательных интересов, знаний, умений и навыков, что значительно затрудняет процесс обучения.

Зарождение представленного опыта связано с переходом к новым формам аттестации выпускников техникума и необходимостью овладения ими не только теоретическими знаниями, но и умениями применять их на практике.

    Основная задача техникума – это подготовка  высококвалифицированных, востребованных на рынке труда специалистов и кадров рабочих профессий и эту задачу педагогический коллектив успешно решает, используя хорошую материально-техническую базу: 6 компьютерных классов с выходом в Интернет, 2 интерактивные доски, все 96 компьютеров техникума объединены в единую локальную сеть, струйные и лазерные принтеры, сканеры, мини-типография, библиотечная система «Ирбис».

Материальная база техникума позволяет совершенствовать и разнообразить формы контроля знаний студентов.

В современных условиях оценка качества образования не только является обязательным компонентом функционирования и развития образовательной системы, но и служит основой для выбора направлений дальнейшего развития сферы образования.

В мировой практике педагогическое тестирование давно и успешно используется, как способ получения объективного результата по итогам образовательного процесса. В нашей стране применение тестов для диагностики учебных достижений в последние годы претерпевает переломный период. Педагогическое тестирование все более широко используется в качестве объективного метода промежуточного и итогового контроля знаний в системе профессионального образования. Наблюдаемая тенденция расширения использования тестов, как инструмента для измерения степени усвоения пройденного материала, связана с тем, что тест является одним из наиболее удобных и объективных способов контроля знаний.

Становление личности студента в настоящее время происходит под бурным влиянием информационных технологий.

Как свидетельствуют данные социологических исследований, 50% подростков в возрасте 12-13 лет уже имеют опыт общения с компьютером. Для многих общение с компьютером становится одной из самых привлекательных сфер в качестве их будущей профессиональной деятельности.

Современный человек все чаще встречается с использованием тестирования на персональном компьютере в повседневной жизни: при приеме на работу, при получении медицинского заключения и т.п.

Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества образовательного процесса.

     Актуальность выбранной темы заключается в том, что стремительное развитие новых информационных технологий в сочетании с новыми программно-педагогическими средствами позволяет перейти к созданию современных систем обучения и контроля. Существенное место в этом процессе занимают технологии компьютерного тестирования, которые в настоящий момент рассматриваются как наиболее современный и прогрессивный способ объективной диагностики знаний в современной образовательной среде.

Система компьютерного тестирования позволяет структурировать и систематизировать изучаемый материал, обратить внимание обучаемых на наиболее трудные и важные моменты в изучении предмета, облегчить их понимание. Кроме того, тестирование, является важным фактором в формировании адекватной самооценки и формирует способность к самоконтролю студентов, что очень важно, так как большинство вчерашних школьников не имеет опыта самостоятельной исследовательской работы.

Использование технологии компьютерного тестирования, как средства текущего контроля, позволяет пересмотреть традиционный подход к итоговому экзамену, помогая перенести изучение большого объема материала с периода сессии на семестр, оставляя на экзамен самое существенное и важное (образовательный минимум или стандарт). Это делает процесс изучения предмета более эффективным и позволяет применять тестирование не только как контролирующий, но и как обучающий фактор.

Компьютерное тестирование не только показывает уровень подготовки студентов, но и является средством управления учебным процессом, позволяя стимулировать и направлять усилия студентов в овладении изучаемым материалом. Промежуточное тестирование, проводимое в течение семестра, помогает выявить наиболее слабые стороны в подготовке каждого студента на всех этапах обучения, что позволяет реализовать не на словах, а на деле индивидуальную работу студентов под руководством преподавателя, стимулирует самостоятельную работу учащихся. Оценки, получаемые каждым студентом, по итогам тестирования, способствуют возрастанию состязательности в учебе и затрагивают мотивационную сторону в обучении. Все это в совокупности способствует повышению эффективности и качества образования.

Опыт работы в техникуме, анализ результатов входного контроля показали, что большая часть пришедших студентов обладает низким и средним уровнем математической и информационной культур, качество математической подготовки студентов недостаточно высокое. Это противоречит потребностям современного общества, переходящего к информационным технологиям. Другое противоречие состоит в необходимости активного использования в образовательном процессе тестирования и недостаточной разработанностью методики такого обучения.

Выход Светлана Николаевна видит в том, чтобы разработать методики тестирования и создания базы тестов.

Все вышеизложенное обусловливает актуальность и выбор темы педагогического опыта: «Конструирование образовательных контрольно-измерительных материалов и проведение тестовых экзаменов».

               


Ведущая педагогическая идея опыта.

Заключается в формировании банка контрольно-измерительных материалов как фактора повышения качества контроля уровня подготовленности студентов.

Длительность работы.

С 2007 года автор опыта определила задачу формирования банка контрольно-измерительных материалов, т.к. системность и независимость различных видов обучающего и аттестационного тестирования создают условия для практической реализации принципов личностно ориентированного и развивающего образования на основе получения объективных оценок, дифференциации уровней подготовленности студентов и индивидуализации обучения. Опыт работы показал, что основанный на теории педагогических измерений тестовый контроль позволяет путем многофакторного и многомерного анализа статистических результатов учебных достижений выявить отражение качества процесса в качестве результата, дать количественные показатели качества результатов учебного труда студентов. Логика оценки при этом задается на основе использования математических моделей конструирования педагогических измерителей и использования методов статистической обработки результатов. Поэтому с 2008 года Кальницкая С.Н. использует в своей практике различные типы тестов в своей практической деятельности при определении уровня знаний студентов.

 Диапазон опыта.

Представленный опыт – это система методических разработок в рамках работы по проблеме компетентностного подхода в обучении; разработанные авторские электронные ресурсы  (электронный учебник, методические рекомендации по самостоятельному изучению программного материала);  разработаны тесты по дисциплинам «Математика» и «Информатика», рабочая тетрадь по дисциплине «Математика».

Теоретическая база опыта

Так что же представляют собой тесты?

Слово «тест» английского происхождения и на языке оригинала означает «испытание», «проверка». Тест обученности — это совокупность заданий, сориентированных на определение (измерение) уровня (степени) усвоения определенных аспектов (частей) содержания обучения.

Правильно составленные тесты обученности должны удовлетворять ряду требований. Они должны быть:

Если в основу классификации тестов положить различные аспекты (компоненты) развития и формирования человеческих качеств, то она будет выглядеть следующим образом:

1. Тесты общих умственных способностей, умственного развития.
2. Тесты специальных способностей в различных областях деятельности.
3. Тесты обученности, успеваемости, академических достижений.
4. Тесты для определения отдельных качеств (черт) личности (памяти, мышления, характера и др.).
5. Тесты для определения уровня воспитанности (сформированности общечеловеческих, нравственных, социальных и других качеств).

Тесты – это задания, состоящие из ряда вопросов и нескольких вариантов ответа на них для выбора в каждом случае верного. С их помощью можно:

Тесты могут решать различные задачи в контексте учебного процесса:

1.     Входной контроль

2.     Промежуточный контроль

3.     Рубежный контроль

4.     Аттестационный итоговый контроль (выпускные госэкзамены)

5.     Измерение результатов (эффективности) новых методов обучения (или тренинга)

6.     Аттестация преподавателей (путем оценки образовательных достижений обученных им студентов).

7.     С этой целью используют методические решения:

А) Тесты с вынужденным выбором одного или нескольких предложенных вариантов ответов

Б) Тесты, включающие краткие свободные ответы (цифровые, словесные)

В) Тесты, предполагающие свободный развернутый письменный ответ

Г) Тесты кейсового типа (с развернутым описанием проблемной ситуации и стандартным набором ответов)

Д) Упражнения кейсового типа (с развернутым описанием проблемной ситуации и свободным развернутым письменным ответом)

Е)   Тесты   на   основе   процедур   шкалирования  

Разработанные преподавателем электронные тесты помогают решить следующие дидактические задачи:

• сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием ИКТ;

• сформировать навыки самоконтроля;

• сформировать мотивацию к учению в целом и к выбранной профессии;

Новизна опыта.

         Состоит в создании разнообразных новых электронных образовательных тестов для повышения качества подготовки студентов в рамках компетентностного подхода.


Технология опыта

Цель опыта -  выявить эффективность использования контрольно-измерительных материалов для формирования познавательного интереса студентов, развития информационно-коммуникативных компетенций.

Задачи:

1) разработать комплекс образовательных контрольно-измерительных материалов для сопровождения учебного процесса;

2) создать условия для формирования и развития познавательного интереса, опираясь на прежний опыт и знания студентов;

3) формировать у студентов познавательные, информационно-коммуникативные и исследовательские компетенции;

4) способствовать освоению новых форм поиска переработки и анализа информации;

          5)  повысить качество знаний по изученным дисциплинам.

Современный тестовый контроль рассматривается как система контрольных измерительных материалов, процедур тестирования, технологий проверки и оценивания результатов учебной деятельности субъектов образовательного процесса. При целенаправленном подборе заданий, соответствующих по своим характеристикам зоне ближайшего развития обучаемого, творческое развитие студентов становится доминирующим, самоценным, способствуя активизации познавательной деятельности студентов и реализации ряда функций контроля: диагностической, контрольно–оценочной, обучающей, развивающей, мотивационно–побудительной, воспитательной, организационной.    Диагностическая функция вытекает непосредственно из самой сути любого контроля, но при тестовом она проявляется еще и в том, что он задает требования к получению валидной информации о качестве знаний, умений и навыков, психологических качествах студентов; способствует дифференциации студентов по уровню подготовки, отделению знания от незнания, выявлению различных видов знаний: предлагаемых, приобретаемых, проверяемых, применяемых, устойчивых; обеспечивает широкое использование образовательного мониторинга (педагогического и психологического) для оценки качества образования и возможности содержательного анализа усвоения всего учебного материала и отдельных тем. Благодаря содержательному анализу усвоения учебного материала педагогическая диагностика получает новый инструментарий для выявления индивидуальных затруднений, их причин и направлений корректировок образовательной деятельности студентов и преподавателей.

Контрольно–оценочная функция обеспечивает подведение итогов обучения путем осуществления промежуточного или итогового контроля в форме тестов и позволяет количественно измерить показатели учебных достижений аттестуемых. Систематическое применение текущего контроля в образовательной практике приводит к позитивным тенденциям в развитии личности студента, способствуя закреплению установок на самообразование и самоактуализацию.

Обучающая функция реализуется при проведении различных видов обучающего тестирования для освоения студентами  как учебного материала, так и технологии массового независимого тестирования, использовании заданий в тестовой форме для самоаттестации и самоподготовки; при использовании тестов проявляется взаимосвязь контролирующей и обучающей функций контроля. 

Развивающая функция проявляется в воздействии на испытуемого результатов тестирования при выявлении несовпадающих и правильных ответов на задания теста, развитии памяти, приобретении навыков применения знаний на практике, стремлении улучшить результат и приобрести более устойчивые знания к следующему тестированию, получении опыта подготовки ответа и переноса знаний из других образовательных областей. Существенным признаком, обуславливающим доминирование обучающей и развивающей функций тестового контроля, является оптимизация трудности контролирующих заданий применительно к уровню и качеству подготовленности каждого студента.

Мотивационно–побудительная функция проявляется через воздействие тестирования на всех субъектов образовательного процесса. На студентов - формирование уверенности в объективности оценок и возможности достижения более высоких результатов; повышение учебной мотивации и желания получить более высокий результат; создание атмосферы состязательности и повышение ответственности за результаты учебного труда; ориентация на сотрудничество с педагогом; самоорганизация и самоподготовка. На преподавателей - повышение ответственности за результаты образовательной деятельности; совершенствование образовательных программ и использование дополнительной учебной литературы; создание более комфортных условий при обучении и психологической разгрузки при разборе результатов контроля.

Воспитательная функция тестового контроля обусловливает усиление интереса к знаниям, выработку усидчивости и способности работать систематически, приобретение навыков самоконтроля, самооценки и самокоррекции, появление потребности сотрудничать с преподавателем.

Организационная функция выражается в способности тестирования обеспечивать условия самостоятельной работы, самообучения, самоконтроля, индивидуализации обучения на основе разработки и использования новых образовательных технологий, изменение структуры учебного процесса и формы контроля.

При составлении банка заданий автором используется следующая типология заданий на проверку знаний и умений:

1)    Фактологические вопросы - Что? Где? Когда?

2)    Персонологические вопросы - Кто?

3)   Причинно-слественные вопросы - Почему? Что следует?

4)   Целевые вопросы - Зачем? С какой целью?

5)  Структурный вопрос по модели «Из чего?»

6)  Инструментальные вопросы - Как? Каким образом?

7)  Обстоятельственные вопросы - При каких условиях?

8)  Словарно-концептуальные вопросы - Как называется? Что значит «термин»?

9)  Логико-дедуктивные вопросы - Что следует из данных посылок?

10) Концептуально-ассоциативный вопрос по модели «Заполните пропуск» 11) 3адание на аналогию (перенос отношений)

12)  Задание на восстановление последовательностей или структуры (иерархические) - В какой последовательности?

13)   Концептуально-семантическое задание для установления смысловой эквивалентности или близости.

14)  Проблемно-операциональное задание «Решите задачу»

При создании теста автор прежде всего определяется с чередованием заданий разной трудности. Например:

A) Предъявление в одном варианте заданий одинаковой трудности

Б) Нарастание заданий по трудности внутри тематического блока в рамках одного варианта

B) Чередование заданий из разных тематических блоков в рамках одного уровня трудности

Г) Адаптивный алгоритм тестирования по трудности с учетом трудности всего теста

Д) Адаптивный алгоритм тестирования с нарастанием трудности внутри тематического блока

Е) Рандомизация (случайный выбор из банка) заданий и по тематике, и по трудности.

         При проведении теста автором используются такие способы контроля времени как:

А) Общий лимит времени на сеанс тестирования

Б) Лимит времени на отдельное задание (если он вводится, то указать разные лимиты для заданий разной трудности и типа, если это предусмотрено)

В) Хронометраж общего времени, затраченного на тест (если это требуется)

Г) Хронометраж времени, затраченного на каждое отдельное задание (если это требуется)

Автор опыта использует такие способы подсчета баллов как: 

А) С равными очками за каждый пункт (задание) теста

Б) С разными очками за решение более трудных заданий

В) С разными очками за решение заданий разного типа.

Что требует от разработчика деятельность по конструированию образовательных тестов?

1.  глубоких знаний предмета;

2.  дидактического опыта;

3.специальных знаний и навыков в области теории и практики составления самих тестовых заданий.

При разработке тестов важно, насколько они соответствуют запроектированным целям обучения, образования, развития обучаемых. Важнейшими критериями диагностических тестов обученности являются действенность (валидность, показательность), надежность (вероятность, правильность), дифференцированность (различимость).

Действенность теста по своему содержанию близка к требованию полноты, всесторонности проверки, пропорционального представления всех элементов изучаемых знаний, умений. Термин «действенность» имеет, как минимум, два синонима — валидность (от англ. valid — имеющий значение, ценный) и показательность, представительность, трактуемые так же, как репрезентативность. Всегда имеется в виду, что составитель теста обязан тщательно изучить все разделы учебной программы, учебные книги, хорошо знать цель и конкретные задачи обучения. Лишь тогда он сможет составить тесты, которые будут действенными для определенной категории обучаемых.

Четкая и ясная постановка вопроса в пределах освоенных знаний — неотъемлемое условие действенности теста. Если тест выходит за пределы освоенного содержания или же не достигает этих пределов, превышает запроектированный уровень обучения, то он не будет действенным для тех обучаемых, которым он адресован. Действенность теста определяется статистическими методами. Величина 0,7—0,9 свидетельствует о высокой действенности тестов обученности. Если же коэффициент корреляции достигает 0,45—0,55, то действенность теста считается удовлетворительной, при более низких значениях она считается неудовлетворительной.

Степень надежности характеризуется стабильностью, устойчивостью показателей при повторных измерениях с помощью того же теста или его равноценного заменителя. Количественно этот показатель характеризуется вероятностью достижения запроектированных результатов (правильностью значений). Грамотно составленные и апробированные тесты обученности позволяют достичь коэффициента надежности 0,9. Установлено, что надежность теста повышается при увеличении количества тестовых заданий.

Установлено также, что чем выше тематическое, содержательное разнообразие тестовых заданий, тем ниже надежность теста. Это следует понимать так: тест, нацеленный на проверку усвоения конкретной темы, всегда будет более надежным, чем тест, направленный на проверку всего раздела (курса), охватывающий значительное количество материала — закономерностей, концепций, фактов. Происходит это именно потому, что содержательное разнообразие последнего выше. Надежность тестов обученности значительно зависит от трудности их выполнения. Трудность определяется по соотношению правильных и неправильных ответов на тестовые вопросы. Включение в состав тестов таких заданий, на которые все обучаемые отвечают правильно или же, наоборот, неправильно, резко снижает надежность теста в целом. Наибольшую практическую ценность имеют задания, на которые правильно отвечают 45—80% обучаемых.

Характеристика дифференцированности (различимости) связана с использованием таких тестов, где нужно выбирать правильный ответ из нескольких возможных альтернатив. Если, скажем, все студенты безошибочно находят правильный ответ на один вопрос и также дружно не могут ответить на другой, то это сигнал для совершенствования теста в целом. Его необходимо дифференцировать, сделать различимым. Иначе подобные задания не помогут отделить тех, кто усвоил материал на необходимом уровне, от тех, кто заданного уровня не достиг. Практически дифференцируют тесты по результатам статистического анализа, сравнивая результаты выполнения теста в целом с результатами выполнения отдельных заданий. Если коэффициент корреляции между ответами на конкретные задания и на тест в целом больше 0,5, то это свидетельствует о достаточной дифференцированности теста.

При подготовке материалов для тестового контроля необходимо придерживаться таких основных правил:

1. Нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимися.
2. Неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоподобными.
3. Правильные ответы среди всех предлагаемых ответов должны размещаться в случайном порядке.
4. Вопросы не должны повторять формулировок учебника.
5. Ответы на одни вопросы не должны быть подсказками для ответов на другие.
6. Вопросы не должны содержать «ловушек».

Автор опыта применяет тесты обученности на всех этапах дидактического процесса. С их помощью обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости, академических достижений.

Предварительный контроль. Успех изучения любой темы (раздела или курса) зависит от степени усвоения тех понятий, терминов, положений и т.д., которые изучались на предшествующих этапах обучения. Если информации об этом у преподавателя нет, то он лишен возможности проектирования и управления в учебном процессе, выбора оптимального его варианта. Необходимую информацию Кальницкая С.Н. получает, применяя предварительный контроль  знаний. Последний необходим еще и для того, чтобы зафиксировать  исходный уровень обученности. Сравнение исходного начального уровня обученности с конечным позволяет измерять «прирост» знаний, степень сформированности умений и навыков. Собрать максимальный объем информации о входных характеристиках обученности и оценить их в количественных показателях удается автору с помощью тестирования, которое осуществляется на основе  специально разработанных для этой цели заданий.

Текущий контроль. Этот вид контроля автор опыта применяет для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запроектированными. Кроме собственно прогностической функции текущий контроль и учет знаний, умений стимулирует учебный труд студентов, способствует своевременному определению пробелов в усвоении материала, повышению общей продуктивности учебного труда.

Тематический контроль. Составление тематического тестового задания требует кропотливого и тщательного труда. Ведь речь идет не просто о проверке усвоения отдельных элементов, а о понимании системы, объединяющей эти элементы. Кальницкая С.Н. разрабатывает синтетические, комплексные задания, объединяющие вопросы об отдельных понятиях темы, направленные на выявление информационных связей между ними.

Итоговый контроль. Автор опыта применяет во время заключительного повторения, а также в процессе экзаменов (зачетов). Именно на этом этапе дидактического процесса систематизируется и обобщается учебный материал.

Автор опыта  тестирование должно обязательно сочетает с другими традиционными формами и методами проверки

На сегодняшний день Светлана Николаевна Кальницкая  прошла обучение в Центре тестирования и развития в МГТУ по программе семинара «Конструирование и проведение образовательных тестовых экзаменов» и имеет сертификат № 20070717КТ.

Преподавателем в 2008-2009 учебном году разработана методическая разработка «Конструирование образовательных контрольно-измерительных материалов и проведение тестовых экзаменов» (Приложение № 1), проведен со всеми преподавателями техникума семинар-тренинг по данной теме.

Кальницкая С.Н. в рамках работы над проблемой разработала рабочую тетрадь по дисциплине «Математика» (Приложение №2), задания которой являются одной из форм тестов, содержащее тестирующие материалы, после каждого теоретического раздела и электронный учебник по дисциплине «Математика»  (Приложение № 3), пособие по дисциплине «Математика» (Приложение № 4), «Методические рекомендации по самостоятельному изучению программного материала учебной дисциплины «Математика» (Приложение № 5), написана  методическая разработка на тему  «Проблемно-развивающие методы, применяемые при изучении курса «Математика»» (Приложение № 6).

        


Результативность опыта

Для оценки результативности внедрения опыта педагог выделила критерии результативности, исходя из задач:

1.     Уровень сформированности познавательного интереса к дисциплинам естественно-научного цикла;

2.     Уровень обученности студентов за три года;

3.     Результаты качества знаний по итогам промежуточной аттестации;

4.     Динамика результативности учебной деятельности по итогам мониторинга учебного заведения в течение 3-х последних лет.

Уровень сформированности познавательного интереса студентов к специальным дисциплинам за последние три года анализировался по системе психолого-педагогических требований Битяновой М. Р. (Психологические тесты Вандерлинка, тест Д.Векслера, методики М.М.Семаго, тест Амтхауэра, прогрессивные матрицы Равенна).

 

Уровень сформированности познавательного интереса

по дисциплинам естественно-научного цикла (в %)

 

Познавательная деятельность студентов

2007-2008 уч.г.

2008-2009 уч.г.

2009-2010 уч.г.

ТО-11

Б-11

ТО-21

Б-21

ТО-31

Б-31

1.

Интеллектуальный уровень.

32

35

34

37

40

43

2.

Сформированность качеств учебной деятельности.

22

23

25

27

28

28

3.

Уровень волевой регуляции деятельности.

25

26

27

29

30

32

4.

Эмоциональная сфера.

22

20

16

14

8

6

 

По второму критерию анализировался уровень обученности за три года в разных группах.

 

 

Учебные годы

2007-2008

2008-2009

2009-2010

Качество знаний

68,2%

70,7%

73,4%

По данным результатам прирост качества знаний составил  + 5,2%.

О результатах качества знаний по итогам промежуточной, итоговой аттестации преподавателя математики и информатики Кальницкой Светланы Николаевны можно судить по таблице:

Результаты промежуточной аттестации

Учебные годы

Дисциплины

Учебные группы

Успеваемость

Средний балл

Качество знаний

2007-2008

Информатика

Б-11

100 %

3,9

63,2

Информатика

АСОИУ-11

100 %

4,0

69,4

Информатика

ТТМ-11

100 %

3,9

64,7

Информатика

М-11

100 %

3,9

68,9

Математика

ТТМ-11

100 %

4,0

64,7

Математика

АСОИУ-11

100 %

4,0

69,4

Математика

Б-11

100 %

4,0

69,6

Математика

М-11

100 %

3,9

68,9

Математика

Б-21

100 %

4,0

70,4

Математика

Б-22

100 %

4,1

71,2

Математика

М-21

100 %

4,0

65,3

Математика

М-22

100 %

4,0

68,9

Математика

М-23

100%

4,0

69,6

Математика

То-21

100 %

4,1

70,7

2008-2009

Математика

Б-11

100 %

4,1

71,6

Математика

Б-21

100 %

4,2

72,3

Математика

М-21

100 %

3,9

68,2

Математика

М-22

100 %

3,9

70,1

Математика

М-23

100 %

4,0

69,5

Физика

МБТ-12

100 %

4,1

70,7

Информатика

М-23

100 %

4,0

72,8

2009-2010

Математика

ТО-11

100 %

4,0

75,3

Математика

Б-21

100 %

4,1

73,7

Математика

Б-22

100 %

4,0

72,9

Математика

М-21

100 %

3,9

71,6

Математика

ТО-21

100 %

4,1

73,7

 

 

 

 

 

 

Анализируя качественные показатели по предметам видно, что систематическое тестирование стимулирует студентов к стабильной подготовке домашних заданий и регулярному повторению пройденного материала перед уроком, что очень важно для изучения последующих тем. При этом оно исключает механическое заучивание, приучает к логическому мышлению и умению делать правильный выбор. Сэкономленное учебное время может быть использовано преподавателем для выполнения практических работ, а также для закрепления полученных практических навыков с помощью различных тренажеров.

После начала регулярного использования тестовых заданий, во всех группах студентов было отмечено проявление следующих положительных и довольно явно выраженных изменений в поведении:
а) повысилась активность работы на занятии;
б) усилился интерес к освоению учебного материала

в) появился дух состязательности;
г) увеличилось количество положительных эмоций в ходе занятия;
д) появилось устойчивое стремление "победить", доказав при этом наличие твёрдых знаний предмета;
е) усилился интерес к самостоятельной подготовке
.

Таким образом, преподаватель правильно выделила проблему. Ее реализация показывает, что у студентов повышается уровень обученности: развивается интерес к профессии, к работе с дополнительной литературой, сформировались умения и навыки в работе с компьютером, снято напряжение страха перед государственными экзаменами, проходящими в виде тестирования..

Студенты принимают активное участие в федеральном Интернет-экзамене, проходящем в виде online-тестирования, где на протяжении уже нескольких лет показывают результаты по дисциплине «Математика» от 80% до 100%.

Результаты опыта свидетельствуют о позитивном влиянии внедрения в образовательный процесс тестовых материалов контроля знаний студентов.


Библиографический список

1.                 Анастази А. Психологическое тестирование. - СПб: Питер пресс, 2000

2.                 Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. – Киев: Ника-Центр Лтд, 1994

3.                 Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: Народное образование, 2000

4.                 Болотов В.А., Шмелев А.Г. Развитие инструментальных технологий контроля качества образования: стандарты профессионализма и парадоксы роста – Высшее образование сегодня. - 2005


Приложения

1.                 Приложение № 1 – Методическая разработка «Конструирование образовательных контрольно-измерительных материалов и проведение тестовых экзаменов»

2.                 Приложение № 2–  Рабочая тетрадь по дисциплине «Математика»;

3.                 Приложение № 3 -  Электронный учебник по дисциплине “Математика»;

4.                 Приложение № 4– Пособие по дисциплине «Математика»;

5.                 Приложение № 5 – Методические рекомендации по самостоятельному изучению программного материала учебной дисциплины «Математика»;

6.                  

6. Приложений № 6 - Методическая разработка на тему  «Проблемно-развивающие методы, применяемые при изучении курса «Математика»».

 

 

Hosted by uCoz