БЕЛГОРОДСКИЙ ОПС

Старооскольский кооперативный техникум

 

 

 

 

 

«Личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию

учащихся при проведении уроков физической культуры и внеурочных спортивных мероприятий ».

 

 

 

 

 

 

                                                                 Мясоедов Александр Николаевич

                                                                      преподаватель физической культуры

                                                                               

  

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

           ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОПЫТА……………………………………3

 

           АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА………………………………………4

 

           РЕЗУЛЬТАТ ОПЫТА…………………………………………….8

            

           БИБЛИОГРАФИЯ ОПЫТА……………………………………..14

 

           ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………..15

 

 

 

Тема опыта:

 «Личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию учащихся при проведении уроков физической культуры и внеурочных спортивных мероприятий ».

 

Педагогический стаж – 23 года.

Учебное заведение, которое закончил, дата окончания – Белгородский педагогический институт им.  Ольминского, 1993г.

Категория – первая.

С какого года  работает  по проблеме: с 2005г. «Личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию учащихся при проведении уроков физической культуры и внеурочных спортивных мероприятий».

Какими обобщёнными материалами представлен опыт:

Методические разработки:

2006г. – «Методика проведения занятий по легкой атлетике (Кросс)».

2007г – «Методика проведения занятий по физической подготовке волейболистов».

2008г. – «Личностно-ориентированная технология физического воспитания студентов с отклонениями в состоянии здоровья»

Планы открытых уроков:

2006г. - открытый урок по теме «Лыжная подготовка»

2009г. - открытый урок по теме «Волейбол» ( в рамках аттестации учебного заведения)

2009г. – «Здоровый образ жизни и здоровье студентов как основа качества образования». Всероссийская научно-практическая конференция

«От качества образования к качеству жизни».

  Мониторинг основных физических качеств

2005-2010 гг.- организация и проведение на базе НОУ СПО Старооскольский кооперативный техникум районных, городских соревнований по полиатлону.

 

Возникновение опыта

 

Мой стаж работы в качестве преподавателя физической культуры составляет 23 года. С 1998 года  я работаю по внедрению в практику здоровьесберегающих  технологии, которые модернизирую в соответствии с требованиями времени.

Возникновение  моего опыта   обусловлено следующими причинами:

- ухудшение здоровья детей;

- снижение мотивации к занятиям физической культурой и спортом;

- слабая физическая подготовка студентов.

В учебном заведении в образовательной области «Физическая культура» предусмотрено освоение обучающимися умения осуществлять собственную физкультурно-оздоровительную и спортивно-творческую деятельность как на уроках физической культуры, так и во внеурочное время, в выходные и каникулярные дни, в летний период.

 

Актуальность опыта

Современная физическая культура выполняет важные социальные функции по оптимизации физического состояния населения, организации здорового образа жизни, подготовке к жизненной практике. Она, как и любая сфера культуры, предполагает, прежде всего, работу с духовным миром человека – его взглядами, знаниями и умениями, его эмоциональным отношением, ценностными ориентациями, его мировоззрением. Одна из главных причин того, что физическая культура не всегда является основной потребностью человека - это смещение акцента при её формировании на двигательные компоненты в ущерб интеллектуальному и социально-психологическому. Следовательно, необходимо по-иному взглянуть на проблему формирования физической культуры человека, на её теоретические основы, потому что этого требуют современные условия развития нашего общества. Ведь ценность физической культуры для личности и всего общества в целом, её образовательное, воспитательное, оздоровительное и общекультурное значение заключается именно в формировании здорового образа жизни, развитии телесных и духовных сил.

Итогом многолетней работы любого преподавателя физической культуры, бесспорно, является полноценное физическое развитие и здоровье учащихся. Содержание предмета «Физическая культура» направлено на выработку ценностей, связанных с формированием здорового образа жизни, физическим совершенствованием тела, а также на отказ от негативных проявлений, бытующих в жизни молодежи, в том числе вредных привычек.    Не только сохранить здоровье учащихся, но и  привить основы здорового образа жизни – главная задача преподавателя.  Здоровьесбережение не может по определению выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только - в качестве условия, одной из задач, связанных с достижением главной цели.

        Под здоровьесберегающей образовательной технологией мы понимаем систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов, родителей).

Функции здоровьесберегающей технологии:

формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства.

информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;

диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями студента, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым учащимся;

адаптивная:    воспитание    у    учащихся    направленности    на  здравотворчество,    здоровый  образ   жизни,    оптимизировать    состояние  собственного   организма   и   повысить   устойчивость   к   различного   рода стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает  адаптацию студентов к социально-значимой деятельности.

рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.

интегративная: объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья

подрастающего поколения.   

Типы технологий:

Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)

 Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)

Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)

Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеурочные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)

Именно поэтому данная тема становится актуальной как никогда, и поле деятельности преподавателя физической культуры значительно расширяется.

 

Противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике:

- между требованиями учебной программой и реальными физическими способностями студентов;

- между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и низкой учебной мотивацией учащихся успешно решаются  в  данном опыте.

Ведущая педагогическая  идея опыта:

 

Создание на уроках физической культуры условий для сознательного активного участия учащихся в физкультурно-спортивной деятельности, приносящей радость преодоления,  радость достижения поставленной цели.

Технологический аспект опыта

«Личностно ориентированный подход к обучению и воспитанию учащихся при проведении уроков физической культуры и внеурочных спортивных мероприятий ».

 

Личная концепция преподавателя:

- поиск активных дифференцированных форм и методов формирования прочных знаний, умений, навыков учащихся;

- включение каждого студента в активную двигательную деятельность;

- создание на уроках физической культуры атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки.

 

 

Основные методы:

ü     Диагностика

ü     Фронтальный

ü     Поточно-групповой

ü     Тестирование

ü     Интерактивные

 

Формы организации и виды уроков:

·        Урок-игра

·        Урок-соревнование

·        Урок-турнир

·        Интегрированный урок

 

Условия:

·        Личностно-ориентированный подход в обучении

·        Компетентностный подход

 

 

Результат:

ü     Повышенный уровень физической активности и самостоятельности учащихся, мотивационной активности

ü     Активизация внеурочной  деятельности студентов

ü     Улучшение здоровья учащихся

За  годы своей педагогической деятельности я понял, что наилучший воспитательный результат получается, когда ты опираешься на успех студента. Ведь этот успех всегда связан с чувствами радости, с эмоциональным подъемом. У учащихся, удачно справившихся с каким-либо полезным делом, появляется уверенность в собственных силах, желание достигать хороших результатов, чтобы опять пережить радость успеха.

Осознание этого помогло мне в свое время сделать  для себя исходной точкой работы со студентами основной принцип обучения и воспитания – в каждом ребенке есть способности, которые необходимо найти и развить. Именно этим я и занимаюсь.

За время педагогической работы у меня  сложилась своя система  форм, методов и приемов обучения, которая дает положительные результаты. Владея  традиционными приемами и методами преподавания предмета «Физическая культура»,  использую активные формы обучения: проектирование,  проблемные лекции, элементы передовых педагогических технологий.

         Цель физического воспитания в техникуме – овладение студентами основами личной физической культуры, под которой понимается органическое единство знаний, потребностей и мотивов, оптимальный уровень здоровья, физического развития, двигательных способностей.

Сущность  технологии, по которой работаю,  заключается в личностно-ориентированном характере обучения, индивидуальном подходе к каждому студенту при организации занятий физической культурой, в формировании осознанной потребности в физкультурно-оздоровительной и спортивно-творческой деятельности. Это означает, что для каждого обучающегося создана индивидуальная образовательная траектория, которая учитывает индивидуальный тип телосложения, физическую подготовленность, состояние здоровья, а также особенности психического развития. Зная особенности физического развития учащихся,  строю занятия физической культурой на индивидуализации и дифференциации обучения.

Мониторинг физического состояния обучающихся 1 года обучения проходит на первых занятиях. В него входят: анкетирование; тестирование по основным физическим качествам: быстрота - бег 100м; сила – подтягивание - юноши, сгибание рук - девушки; выносливость - бег 2км-девушки, бег 3км-юноши. На основании этого разрабатывается программа с учетом требований учебной программы и физического состояния студентов.

Изучение предмета «Физическая культура» предполагает, помимо освоения практических навыков, знание теоретических основ, а также владение информацией о физкультурно-спортивном движении в масштабах района, области, страны. На каждом уроке  провожу информационные беседы, а в конце каждого семестра провожу теоретический зачет по изученным темам программы.

          Большое внимание уделяю внеурочной работе работе, оказываю помощь в организации дней здоровья и спорта, провожу техникумовские соревнования по полиатлону и мини-футболу.

        В техникуме функционируют спортивные секции: « полиатлон»,

«мини-футбол», руководителем которых я являюсь.

Тренируя команду по полиатлону, на основе технологий личностно- ориентированного обучения, добиваюсь высоких результатов. Наша команда по полиатлону   на протяжении многих лет является  победителем и призёром городских  и областных соревнований.

           Ежегодно  провожу районные, городские соревнования по полиатлону, являясь главным секретарем по данному виду соревнований. Один выпускник техникума выполнил норматив «кандидат в мастера спорта», 8 выпускников выполнили норматив 1 спортивного разряда, 12 выпускников -выполнили 2 спортивный разряд..  

          Творчески подхожу  как к проблемам обучения, так и  их реализации. Забочусь об укреплении материально - технической базы. На основе знания современных технологий  подготовки лыжного инвентаря и собственного опыта,  разработал технологию подготовки и обработки лыж без особых  финансовых затрат.

          Обобщение педагогического опыта в области физкультурно-оздоровительной и спортивно-творческой деятельности позволило мне создать методическую базу мониторинговых исследований в области развития физкультуры и спорта. 

Опыт педагогической деятельности позволяет выделить такие траектории мониторинговых исследований как:

1. Оценка качества успеваемости по предмету «Физическая культура». Для оценки и отслеживания результатов используется пакет статистических документов, утвержденных и рекомендованных министерством образования и науки РФ.

2. Сравнение показателей обучающихся по различным разделам физической культуры с нормативами ГОСа.

3. Результативность физкультурно-оздоровительной деятельности учебного заведения, измеряемая через изучение отношения детей к занятиям физической культурой и спортом, к здоровому образу жизни посредством тестирования и анкетирования студентов.

4. Эффективность спортивно-творческой деятельности учебного заведения, оцениваемой через изучение условий и образа жизни обучающихся, отношения всех участников образовательного пространства к спортивно-оздоровительной и спортивно-творческой деятельности.

5. Оценка уровня степени удовлетворенности обучающихся и их родителей, выпускников прошлых лет, педагогов, социальных партнеров состоянием спортивно – физкультурной работы учебного заведения.

6. Анализ занятости обучающихся, педагогов и родителей в спортивных секциях в техникуме  и за ее пределами.

7. Педагогическая экспертиза методических материалов по проблемам здоровьесбережения и здоровьеформирования студентов, развития физической культуры и спорта.

           Использую в своей деятельности  информационно-коммуникационные технологии, ресурсы ИНТЕРНЕТ. Учащиеся  с интересом  создают презентации, освещающие свои спортивные достижения.

 

 

 

Результаты успеваемости учащихся  за последние 3 года:

 

Учебный год

Успеваемость по предмету (в %)

Качество

знаний

2006-2007

100%

75%

2007-2008

100%

77%

2008-2009

100%

80%

 

           

 

Победители и призеры городских, областных соревнований

по полиатлону за последние 3 года:

        

п/п

Ф.И.О.

Год

Группа

Занятое место

Уровень соревнований

(муниципальный, областной,)

1.

Шматко Н.

2006-2007

Б-22

1

муниципальный

2.

Пустовалов О.

М-22

1

муниципальный

3.

Мясоедова М.

2007-2008

М-31

1

муниципальный

4.

 Матюх М.

ТО-41

1

муниципальный

5.

Аршун А.

2008-2009

М-33

1

областной

6.

Еремина М.

Б-32

1

муниципальный

 

Таким образом, данная работа помогает мне и нашим студентам совместными усилиями достичь цели. Я вижу главную задачу: воспитание физически развитой  личности через свой предмет.

Я считаю, что данный опыт могут использовать в своей работе преподаватели физической культуры, работающие в ССУЗах по любой программе на различных этапах обучения, обобщения и систематизации знаний, а также как форму контроля.

 

 

 

Используя данный опыт, устойчивые результаты можно получить при следующих условиях:

1. Работа должна проводиться систематически.

2. Важна роль мотивации действий, понимание, чему научатся учащиеся в процессе работы.

3. Задания должны быть посильными.

4. Новизна – важное условие повышение интереса учащихся.

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ ОПЫТА

 

 

 

 

     Примерная программа по предмету «Физическая культура» М. 2003г.

 

      Н.В. Решетников «Физическая культура» М. «ACADEMA» 2005г.

 

      Н.К. Коробейников «Физическое воспитание» М. «Высшая школа»2007г.

 

      В.И. Лях «Физическое воспитание учащихся 8-9 классов» М. «ПРОСВЕЩЕНИЕ»2008г.

 

      В.И. Лях «Физическое воспитание учащихся 10-11 классов» М «ПРОСВЕЩЕНИЕ»2008г.

 

      В.И. Ильинич «Физическая культура студента» М «ГАРДАРИКИ» 2006г.

 

    Л.Б. Кофман Настольная книга учителя физической культуры. «Физкультура и спорт»,  М., 1998.

 

     Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего   образования// Валеология.-2004.-№1.

 

     Н.Н.Маликова. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика.  М. «Академия», 2006

 

 

 

Hosted by uCoz