ГОУ ДПО Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов

 

 

 

 

 

Применение в учебном процессе

авторских электронных образовательных ресурсов

как средство формирования  информационно-коммуникативной компетенции студентов

 

 

 

 

 

 

Васильева Елена Олеговна

преподаватель экономических дисциплин

и менеджмента

Старооскольский кооперативный техникум

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

 

Информация об опыте……………………………………………3

 

Технология опыта…………………………………………………7

 

Результативность опыта…………………………………………13

 

Библиографический список……………………………………..18

 

Приложение к опыту……………………………………………..19

 

 

 

 

 

Информация об опыте

Условия возникновения, становления опыта.

         Староосокльский кооперативный техникум учебное заведение Центрально-черноземного района России, открытый в 1962 году на базе торгово-кооперативной школы основанной в 1945 году в г. Курске. Находится по адресу ул. Ленина 82. Здание расположено в старой части города, в культурном центре Старого Оскола.

              11 июля 2010года техникуму исполнилось 48 лет.   За эти годы подготовлено более 30,0 тысяч специалистов и кадров рабочих профессий. Выпускники трудятся в различных отраслях экономики России, но большая их часть работают в сфере торговли, общественного питания, в производственной и заготовительной сфере, в системе потребительской кооперации Белгородского облпотребсоюза.

             В настоящее время техникум ведет подготовку для предприятий и организаций всех форм собственности по специальностям:

·         080110 Экономика и бухгалтерский учет

·         080501 Менеджмент

·        080402 Товароведение

·        030503 Правоведение

·        260502 Технология продукции общественного питания

              Студентами Старооскольского кооперативного техникума являются выпускники школ города, районов, и других городов РФ. Социальная среда родителей обучающихся техникума неоднородная, преобладают семьи со средним специальным и средним техническим образованием. Они зачастую недостаточно информированы о ситуации на рынке труда, социальном заказе государства, не всегда могут дать квалифицированный совет в выборе специальности. Поэтому администрацией техникума проводится предварительная профориентационная работа среди учащихся школ города, районов, области. 

Основная задача техникума – это подготовка высококвалифицированных, востребованных на рынке труда специалистов и кадров рабочих профессий и эту задачу опытный педагогический коллектив успешно решает, используя хорошую материально-техническую базу.

Материально-техническая техникума позволяет усовершенствовать и разнообразить современный урок. В настоящее время в техникуме оборудованы вычислительной и мультимедийной техникой и успешно функционируют: компьютерные классы, имеющие выход в Интернет,  библиотека, лекционный зал, методический кабинет. Библиотека техникума оснащена электронной системой «Ирбис».  Для совместной работы все компьютеры объединены в локальную вычислительную сеть. Все это помогает преподавателю в создании проектов, подготовке компьютерных презентаций уроков, применению авторских электронных ресурсов, как на уроках, так и во внеурочное время.

            Создание и использование  электронных ресурсов в современном учебном процессе является определяющим условием в достижении высоких результатов в обучении профессиональных дисциплин; служит главным путем превращения полученных знаний в навыки, выступает важным фактором в развитии умения учиться, заниматься самообразованием, а значит, является как средством, так и целью обучения. Вместе с тем, следует отметить недостаточное количество специализированных электронных образовательных ресурсов, поэтому, именно это направление автор опыта выбрал как определяющее.

 

Актуальность опыта.

         Актуальность выбранной темы заключается в формировании информационно-коммуникативной компетенции у студентов при использовании авторских электронных ресурсов. Она обеспечивает  совершенствование умений и способностей общения в учебно-научной, социально - бытовой, социально - культурной, официально – деловой сферах общения; овладение формами речевого общения в процессе различных видов деятельности; развитие умения и способностей работы с учебным научным текстом, другими источниками информации; совершенствование умений интерпретации информации в соответствии с самостоятельно найденным и заданным основанием.

         Профессиональные дисциплины – благодатная почва для внедрения электронных образовательных ресурсов. Принцип активности студента в процессе обучения был и остается одним из основных в обучении. Под этим понимается такое количество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных педагогических воздействий и организации педагогической среды, т. е. применяемой педагогической технологии. Константин Дмитриевич Ушинский когда-то сказал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются. Сегодня же, при минимальной оснащенности кабинетов довольно сложно удерживать постоянный интерес студентов.

Таким образом, возникли следующие  противоречия:

- между задачами современного образования, направленного на компетентностно-деятельностный, информатизированный подход в обучении, и снижением уровня качества знаний и умений студентов;

- между традиционной методикой преподавания профессиональных дисциплин  и современными требованиями к процессу обучения;

- между недостаточным уровнем разработанности данной проблемы в условиях средне-специального учебного заведения и необходимостью создания программы на этой основе.

 В ходе исследовательской деятельности  автору пришлось столкнуться с такими затруднениями, что в жестких рамках выполнения учебных программ нет возможности использовать в полном объеме постоянно возрастающий актуальный информационный материал.

Оказать же значительную помощь в решении этой проблемы  могут авторские электронные ресурсы.  Компьютеры в аудиториях сегодня уже не воспринимаются как нечто редкое, экзотическое. Но с каждым годом происходит объективное усложнение образовательной системы, подталкиваемое техническим прогрессом, растет нагрузка на студентов, которые уже не в состоянии справляться с огромным потоком и объемом информации. Поэтому сегодня, как никогда ранее, важен переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий во всех областях деятельности.

Информационные технологии в качестве одного из компонентов системы обучения позволяют совершенно по-новому организовать процесс обучения, в котором студент становится активным и равноправным участником образовательного процесса. Эти технологии дают возможность индивидуализировать процесс обучения, организовывать самостоятельную работу на уроке и дома, активизировать познавательную деятельность студентов. Благодаря им повышается темп занятия, увеличивается объем самостоятельной работы учащихся, активизируется процесс обучения. Уроки с компьютерной и мультимедийной поддержкой не отменяют традиционных форм обучения, но помогают разнообразить формы работы, экономить на учебном занятии время и использовать в большем объеме информационный материал.

 

Ведущая педагогическая идея опыта.

Заключается в разработке комплекса информационно-компьютерного сопровождения педагогического процесса, обеспечивающего эффективное развитие информационных, познавательных компетенции студентов и совокупности коммуникативных умений, овладение которыми способствует развитию и формированию личности, способной к продуктивной профессиональной деятельности и деловому общению и успешной самореализации.

 

Длительность работы.

С 2005 года автор опыта определила задачу формирования информационно-коммуникативной компетенции средствами авторских электронных ресурсов. Опыт работы показал, что без формирования познавательного интереса на уроках профессиональных дисциплин развитие информационно-коммуникативной компетенции невозможно. Поэтому с 2007 года я использую авторские электронные ресурсы, направленные на формирование информационно-коммуникативной и познавательной компетенций.

 

 Диапазон опыта.

Представленный опыт – это система методических разработок по проблеме компетентностного подхода в обучении; разработанные авторские электронные ресурсы  (электронный учебник, методические рекомендации по самостоятельному изучению программного материала);  авторский сайт преподавателя  http://vasiliew-leos.narod.ru/.

 

Теоретическая база опыта.

          У каждой эпохи свои реальности. В компьютерную эпоху нельзя жить докомпьютерными представлениями, мыслить по-старому. Стратегическое направление развития образовательных систем в современном обществе очевидно. Это — интеллектуальное и нравственное развитие человека на основе вовлечения его в разнообразную самостоятельную целесообразную деятельность в различных областях знания. В связи с этим важно определиться с приоритетами в области педагогических технологий с учетом поставленных целей образования, с учетом интересов развития личности.   Среди разнообразных новых педагогических технологий наиболее адекватными поставленным целям являются следующие направления:

·                     обучение в сотрудничестве;

·                     метод проектов;

·                     индивидуальный и дифференцированный подход к обучению;

·                     разноуровневое обучение;

·                     модульное обучение;

·                     информационно-коммуникационные технологии.

В основу разработанного опыта положены теоретические аспекты организации восприятия на уроке, самостоятельная работа студента с учетом психологического аспекта в рамках компетентностного подхода.

В распоряжении современного преподавателя профессиональных дисциплин имеются программные, программно-аппаратные, технические средства и устройства, которые обеспечивают сбор, накопление, сохранение, обработку информации и предоставляют доступ к информационным ресурсам компьютерных сетей. Главное – отличить действительно качественные и удобные в использовании информационные продукты, позволяющие отследить результативность их применения.

Для решения этой проблемы и возникает необходимость в разработке преподавателем своих электронных ресурсов, которые включают в себя электронные учебники по дисциплинам, методические рекомендации по самостоятельному изучению программного материала, моделирующие и контролирующие тесты, практические задания и рекомендации к ним. Удобным и прогрессивным инструментом в обучении студентов, как на уроках, так и во внеурочное время является создание авторского сайта преподавателя, где выкладывается разнообразный информационный материал по преподаваемым дисциплинам.

 К работе на компьютерах с подобными электронными ресурсами студенты проявляют неподдельный и живой интерес, который целесообразно использовать в учебно-воспитательном процессе. Привнесение элемента новизны способствует усилению внешней и внутренней мотивации обучения студентов, позволяет проявить себя тем, кто, владея компьютерной техникой на уровне «продвинутого пользователя» к профессиональной дисциплине был равнодушен.

Разработанные преподавателем электронные ресурсы помогают решить следующие дидактические задачи:

• усвоить базовые знания по предмету;

• систематизировать усвоенные знания;

• сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием ИКТ;

• сформировать навыки самоконтроля;

• сформировать мотивацию к учению в целом и к выбранной профессии;

• оказать учебно-методическую помощь студентам в самостоятельной работе над учебным материалом;

• обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации, то есть подготовить студента к экзамену в кратчайшие сроки, попутно сформировав у него массу полезных общеучебных навыков;

  психологически настроить на атмосферу экзамена;

 Средства новых информационных технологий позволяют сократить время на добывание знаний. Первый помощник в этом – Интернет.

         Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счёт новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках специальных дисциплин может стать новым методом организации активной и осмысленной работы студентов, сделав более наглядным и интересным. Использование ИКТ на уроках стратегического менеджмента позволит интенсифицировать деятельность преподавателя и студента, повысить качество обучения предмету, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные, необходимые для формирования профессиональных компетенций характеристики изучаемых объектов.

 

Новизна опыта.

         Состоит в поиске и создании разнообразных новых электронных образовательных продуктов для повышения качества подготовки студентов в рамках компетентностного подхода.

 

Технология опыта

 

Цель опыта – выявить эффективность использования авторских электронных образовательных ресурсов для формирования познавательного интереса студентов, развития информационно-коммуникативных компетенции и самореализацией в творческих проектах, для достижения которой, требуется решить следующие

Задачи:

1)  разработать комплекс информацонно-компьютерного сопровождения учебного процесса;

2) создать условия для формирования и развития познавательного интереса, опираясь на прежний опыт и знания студентов;

3) формировать у обучающихся познавательные, информационно-коммуникативные и исследовательские компетенции;

4) способствовать освоению новых форм поиска переработки и анализа информации;

            5) создать условия для самореализации каждого студента в творческих проектах;

           6)  повысить качество знаний по изученным дисциплинам.

            В настоящее время Старооскольский кооперативный техникум занимается такой проблемой, как компетентностный подход в образовательном процессе. Информационно-коммуникативная компетентность будущего специалиста - это комплекс сформированных качеств личности, обеспечивающих гибкость и готовность к изменениям, эффективность профессиональной деятельности в условиях информатизации современного общества при овладении информационными и коммуникативными компетенциями с применением ИКТ.

Происходящая в современном мире глобальная трансформация индустриального общества в информационно-коммуникативное общество сопровождается проникновением информации и коммуникации во все сферы жизнедеятельности человека, возникновением и развитием качественно нового типа информационно-коммуникативных структур и процессов, глубоким переосмыслением информационно-коммуникативной природы социальной реальности, современных изменений в социально-коммуникативной сфере, места и роли информации и коммуникаций в развитии общества.

Поскольку развитие современного общества затрагивает различные сферы деятельности человека, в том числе и образование, можно считать образовательное пространство частью глобального информационно-коммуникативного пространства.

Информационные и коммуникационные технологии являются одним из основных факторов формирования новой глобальной экономики и быстрых изменений в обществе.

За последние десять лет новые средства информационных и коммуникационных технологий коренным образом изменили способы деловой деятельности и общения между людьми. Их появление привело к серьезным преобразованиям в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, коммерческой деятельности, машиностроении и других областях. ИКТ обладают потенциалом для изменения характера образования - меняются как модели учебного процесса, так и роли обучающихся и преподавателей в нем.

        Особую значимость приобретает развитие информационно-коммуникативной компетентности личности в условиях стремительной смены информационных потоков и используемых технологий, когда возрастает необходимость развития умений адаптироваться в информационном обществе.

            В условиях внедрения информационных технологий информационно-коммуникативную компетентность личности можно рассматривать с точки зрения освоения компьютера, программного обеспечения, умения пользоваться Интернетом, электронными каталогами библиотек, находить информацию в СМИ, работать с источниками. Исходя из этого, возрастает потребность включения обучающегося в образовательный процесс, направленный на повышение деловой культуры и профессионализма, информационной грамотности и компетентности; обучение его социальным технологиям деловой коммуникации и новым формам интерактивного взаимодействия, адекватным динамике происходящих социокультурных изменений.

            Что, прежде всего, необходимо для формирования информационно-коммуникативной компетенции у студентов? Любая познавательная деятельность наряду с операционными компонентами (знания, умения и навыки) включает и мотивационные (мотив, интерес, отношение). Именно мотивационные компоненты определяют для студента значимость того, что им познается и усваивается, его отношение к учебной деятельности, её содержанию, способам выполнения и результатам деятельности.

Именно мотивация - главный источник активности и источник направленности личности, в результате чего и возникает активность. Для достижения поставленной цели желания и влечения недостаточно, как отмечает психолог Л.И. Леонтьев, необходим еще и объект, который, отвечая потребности, явился бы побудителем деятельности, придал бы ей определенную направленность, т.е. необходим мотив.

Преподаватель старается учебные занятия организовывать так, чтобы каждый студент усваивал теоретическую информацию в течение урока на основе использования доступного для него достоверного и строго рассчитанного прогноза. Тогда учебная деятельность студента является творческой, приносящей радость и наслаждение.

В работе преподаватель постоянно обращается к технологии развивающего обучения. Современный этап педагогической практики – это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребенка. Важными становятся не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала студентов.

Большую помощь  для достижения целей обучения и наглядности оказывают технические средства, в том числе и компьютер. Его использование на уроках специальных дисциплин повышает мотивацию и познавательную активность  студентов, расширяет их кругозор. 

Использование авторских электронных ресурсов на уроках стратегического менеджмента подразумевает различные средства для достижения поставленной цели формирования познавательной и коммуникативной компетенции студентов. На сегодняшний день  Васильева Елена Олеговна применяет следующие виды деятельности с использованием электронных ресурсов:

·       Электронный учебник;

·       Методические рекомендации по самостоятельному изучению программного материала;

·       Работа по созданию web-сайтов в программе программой Microsoft Office FrontPage;

·       Использование на уроках стратегического менеджмента, имеющихся в продаже программ на электронных носителях (DVD);

·       Работа с материалами  web-сайтов;

·       Работа с программой Microsoft Office PowerPoint.

Более наглядно данные виды деятельности отображены в схеме (Приложение №1).

Авторского сайт преподавателя, представляет собой совокупность дизайна, программного обеспечения, базы данных и других элементов, расположенных по определенному адресу, работающих с единой целью и логически являющихся частью одной системы или бизнес потока. Сайт Васильевой Елены Олеговны существенно повышает наглядность и доступность учебного материала по различным дисциплинам. Несет в себе всестороннюю информацию, используется студентами, как в урочное время, так и во внеурочное. Использование данного электронного ресурса позволяет эффективно вести диалог со студентом,  используя элементы дистанционного обучения. В частности, во внеурочное время студентам дается задание по самостоятельному изучению программного материала. Сюда включаются такие темы как: «Создание конкурентных преимуществ на уровне хозяйственных подразделений»; «Стратегия лидерства в издержках; стратегия фокусирования»; «Стратегия дифференциации»; «Стратегия НИОКР»; «Производственные стратегии»; «Роль и оценка преимуществ»; «Стратегии диверсификации» и т.д. Также студентам предоставляется возможность провести самоконтроль по изученным темам. В разделе «Материалы контроля знаний» можно пройти тестирование в специализированной программе и наглядно увидеть свой результат. Сайт преподавателя эффективно используется студентами заочного отделения, где они имеют возможность подготовиться по предложенным темам не только к сессионному периоду, но и к итоговому междисциплинарному экзамену. (Приложение №2).

Учитывая требования современного общества в своей педагогической деятельности, при преподавании дисциплин преподаватель использует авторский электронный учебник представляющий собой совокупность графической, текстовой, цифровой, и другой информации. Данный учебник содержит  систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивает творческое и активное овладение студентами знаниями, умениями и навыками в этой области. Электронный учебник отличается высоким уровнем исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения. Данный учебник используется как студентами очного, так и заочного отделений. Важное место при этом занимает самоподготовка студентов по темам дисциплины, которые вынесены на самостоятельное изучение: («Стратегия дифференциации»; «Стратегия НИОКР»; «Производственные стратегии»; «Роль и оценка преимуществ»; «Стратегии диверсификации» и т.д.). В электронном учебнике предложен не только лекционный материал, но и методические рекомендации  по изучению данной темы. Итогом самоподготовки является тестирование. (Приложение №3). Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе – магнитном (магнитная лента, магнитный диск и др.), оптическом (CD-ROM, DVD, CD-R, CD-1, СD+ и др.), а также опубликовано в электронной компьютерной сети. В частности, на сайте Васильевой Елены Олеговны (wasiliew.leos.narod.ru) опубликована основная часть электронного учебника по дисциплине «Стратегический менеджмент».

Самостоятельная работа студентов под непосредственным руководством преподавателя занимает большое место в различных формах организации учебного процесса: на уроках, практических занятиях, в курсовом проектировании. Своеобразной формой организации обучения являются внеаудиторные самостоятельные занятия студентов. Они представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует студентов и устанавливает сроки выполнения задания. Для развития организационной самостоятельности у студентов, преподаватель разработала методические рекомендации по самостоятельному изучению программного материала учебной дисциплины «Стратегический менеджмент» (в электронном виде). (Приложение №4).  Данные рекомендации достигают таких целей, как:

·        закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время внеаудиторных занятий, самостоятельное овладение новым учебным материалом;

·        формирование общетрудовых и профессиональных умений;

·         формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда;

·        мотивирование регулярной целенаправленной работы по освоению специальности.

Эффективно используют данные рекомендации студенты заочного отделения. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе – магнитном (магнитная лента, магнитный диск и др.), оптическом (CD-ROM, DVD, CD-R, CD-1, СD+ и др.), а также опубликовано в электронной компьютерной сети. В частности, на сайте Васильевой Елены Олеговны (wasiliew.leos.narod.ru) опубликована основная часть данных методических рекомендаций.

В образовательном процессе большое значение уделяется методической продукции, в частности, методическим разработкам. Назначение их состоит в том, чтобы, используя различные ее виды, изложить сведения, подлежащие распространению; проанализировать передовой педагогический опыт; разъяснить, как применять инновационные педагогические технологии. В своей педагогической практике Васильева Елена Олеговна разработала такие методические разработки, как:

·        «Методика организации восприятия на уроке». Ценность представленной разработки заключается в обобщенном опыте методики использования и организации восприятия материала на уроке, в частности на основе изучения и анализа публикаций по данной теме в специальной литературе и практического опыта преподавателя (Приложение №5);

·        «Самостоятельная работа студента с учетом психологического аспекта в рамках компетентностного подхода». Ценность представленной разработки заключается в обобщенном опыте методики использования и организации самостоятельной работы студентов в свете психологического аспекта (Приложение №6);

·        «Использование материалов Всероссийских научно-практических конференций системы потребительской кооперации России при изучении дисциплины «Стратегический менеджмент»». В данной разработке излагаются: выбор конкурентной стратегии как основное условие устойчивого развития организации потребительской кооперации; использование материалов научно-практических конференций; социальное лицо Концепции долгосрочного развития РФ (Приложение №7);

·        «Технология создания электронного портфолио преподавателей». В данной разработке излагается технология работы в программе FrontPage, создание web-узла, создание страницы с оформлением темы, создание домашней страницы, создание гиперссылок, вставка web-компонентов (Приложение №8).

Для эффективной работы учебного процесса преподавателем было разработано учебное пособие по дисциплине «Стратегический менеджмент» (Приложение №9). Данное пособие эффективно используется в образовательном учреждении на уроках и во внеурочное время. Ценным является то, что каждая тема завершается заданиями и вопросами для самоконтроля, которые развивают у студентов творческое мышление и навыки самостоятельной работы. В каждой теме Елена Олеговна отражает самое существенное по данной теме, раскрывает центральные вопросы.

Использование презентационных и мультимедийных технологий, представляющих собой интерактивное объединение на цифровой основе текста, графики, звука, видео и анимации, существенно повышает наглядность и доступность учебного материала. (Приложение №10). Например при изучении темы «SWOT-анализ» по дисциплине «Стратегический менеджмент» используется презентация, где схематично отображаются SWOT-матрицы.

Автор опыта убедилась, что использование авторских электронных ресурсов помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учётом уровня обученности студентов, их психологических особенностей.  Использование ПК на уроках   дает высокие результаты:  развивает творческие, исследовательские способности студентов, повышает их активность; помогает развитию познавательной деятельности студентов и интереса к предмету; развивает у студентов логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с  изучаемым материалом.

Таким образом, использование информационных технологий на уроках не только качественно улучшает преподавание, придает наглядность, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке. Студенты иначе подходят к оценке возникающих проблем, к организации своей деятельности, повышается заинтересованность студентов в изучаемом материале. Внедрение современных методов обучения предоставляет возможность для самореализации и самосовершенствования всех участников образовательного процесса, что в целом повышает эффективность обучения и качество подготовки.

Результативность опыта

Для оценки результативности внедрения опыта педагог выделила критерии результативности, исходя из задач:

1.                                      Уровень сформированности познавательного интереса к специальным дисциплинам.

2.                                      Уровень обученности студентов за три года;

3.                                      Результаты качества знаний по итогам промежуточной аттестации;

4.                                      Динамика результативности учебной деятельности по итогам мониторинга учебного заведения в течение 3-х последних лет.

Уровень сформированности познавательного интереса студентов к специальным дисциплинам за последние три года анализировался по системе психолого-педагогических требований Битяновой М. Р. (Психологические тесты Вандерлинка, тест Д.Векслера, методики М.М.Семаго, тетст Амтхауэра, прогрессивные матрицы Равенна.

 

Уровень сформированности познавательного интереса

по специальным дисциплинам (в %)

 

Познавательная деятельность студентов

2007-2008 уч.г.

2008-2009 уч.г.

2009-2010 уч.г.

М-11

М-12

М-21

М-22

М-31

М-32

1.

Интеллектуальный уровень.

34

31

37

33

42

40

2.

Сформированность качеств учебной деятельности.

20

25

23

27

24

28

3.

Уровень волевой регуляции деятельности.

26

24

28

26

28

26

4.

Эмоциональная сфера.

20

20

12

14

6

6

        

        Из таблицы видно, что применение авторских электронных ресурсов порождает мотивацию у студентов, являющаяся источником активности и направленности личности. Мотивация в свою очередь формирует коммуникативную компетентность, которая обеспечивает уровень сформированности познавательного интереса от интеллектуального уровня до эмоциональной сферы. В отношении второго показателя значительно труднее сформировать чёткие критерии качеств учебной деятельности (виды мышления, уровень речевого развития, навыки письма), по которым можно было бы судить, в достаточной ли мере развиты те или иные познавательные функции. Уровень волевой регуляции деятельности почти остаётся на одном уровне, так как ко второму курсу он в основном уже сформирован, студенты знают, каким предметам нужно будет больше уделить внимания, чтобы успешно сдать экзамены. Важно, что отношение подростка к учёбе теперь выступает для него в качестве смыслообразующего мотива. Эмоциональная сфера к третьему курсу «идёт» на убыль, т.к. появляется у студентов больше серьёзности, рассудительности, исследовательского подхода к обучению.

По второму критерию анализировался уровень обученности за три года в разных группах.

 

Динамика уровня обученности студентов

Результаты мониторинга за последние три года отражают стабильность качества знаний по специальным дисциплинам.

 

Результаты промежуточной аттестации

Учебные годы

Дисциплины

Учебные группы

Успеваемость

Средний балл

Качество знаний

2007-2008

Менеджмент

М - 21

100 %

3,7

63,3 %

Стратегический менеджмент

М - 31

100 %

3,8

65,5 %

Стратегический менеджмент

М - 32

100 %

3,7

62,4 %

Стратегический менеджмент

М - 33

100 %

3,8

66,7 %

Стратегический менеджмент

М - 34

100 %

3,8

69,4 %

Менеджмент

ТО - 41

100 %

3,7

65,7 %

2008-2009

Стратегический менеджмент

М - 31

100 %

3,7

65,1 %

Стратегический менеджмент

М - 32

100 %

3,8

65,8 %

Стратегический менеджмент

М - 33

100 %

3,9

66,1 %

Стратегический менеджмент

М - 34

100 %

3,9

68,7 %

Финансы, денежное обращение и кредит

М - 21

100 %

3,7

65,7 %

Финансы, денежное обращение и кредит

 М - 22

100 %

3,7

66,2 %

Финансы, денежное обращение и кредит

М - 23

100 %

3,7

65,5 %

Управление персоналом

М - 31

100 %

3,8

67,1 %

2009-2010

Стратегический менеджмент

М - 31

100 %

3,9

69,7 %

Стратегический менеджмент

М - 32

100 %

3,9

69,5 %

Финансы, денежное обращение и кредит

М - 21

100 %

4

72,2 %

Финансы, денежное обращение и кредит

М - 22

100 %

3,9

73.5 %

Финансы, денежное обращение и кредит

М - 23

100 %

4

72,1 %

Финансы, денежное обращение и кредит

Б - 31

100 %

3,9

71,8 %

Финансы, денежное обращение и кредит

Б - 32

100 %

3,9

70,5 %

 

По данным результатам прирост составил  +5,8%

2007-2008уч.год – 65,5%

2008-2009уч.год – 66,3%

2009-2010уч.год – 71,3%

 

 

 

Динамика результативности учебной деятельности по итогам

мониторинга учебного заведения в течение 3-х последних лет

Учебные годы

Дисциплины

Учебные группы

Успеваемость

Средний балл

Качество знаний

2006-2007

Менеджмент

М - 21

100 %

3,7

63,3 %

Стратегический менеджмент

М - 31

100 %

3,8

65,5 %

Стратегический менеджмент

М - 32

100 %

3,7

62,4 %

Стратегический менеджмент

М - 33

100 %

3,8

66,7 %

Стратегический менеджмент

М - 34

100 %

3,9

69,4 %

Менеджмент

ТО - 31

100 %

3,8

67,9 %

Основы бухгалтерского учета

Ю - 21

100 %

3,7

65,3%

Менеджмент

ТО - 41

100 %

3,7

65,7 %

2007-2008

Стратегический менеджмент

М - 31

100 %

3,7

65,1 %

Стратегический менеджмент

М - 32

100 %

3,8

65,8 %

Стратегический менеджмент

М - 33

100 %

3,8

66,1 %

Стратегический менеджмент

М - 34

100 %

3,9

68,7 %

Финансы, денежное обращение и кредит

М - 21

100 %

3,8

65,7 %

Финансы, денежное обращение и кредит

 М - 22

100 %

3,8

66,2 %

Финансы, денежное обращение и кредит

М - 23

100 %

3,7

65,5 %

Информатика

ТО - 21

100 %

3,8

66,3 %

Информационные технологии

Т - 31

100 %

3,8

65,5 %

Управление персоналом

М - 31

100 %

3,9

67,1 %

2008-2009

Стратегический менеджмент

М - 31

100 %

3,9

69,7 %

Стратегический менеджмент

М - 32

100 %

3,9

69,5 %

Финансы, денежное обращение и кредит

М - 21

100 %

4

72,2 %

Финансы, денежное обращение и кредит

М - 22

100 %

4

73.5 %

Финансы, денежное обращение и кредит

М - 23

100 %

4

72,1 %

Финансы, денежное обращение и кредит

Б - 31

100 %

3,9

71,8 %

Финансы, денежное обращение и кредит

Б - 32

100 %

3,9

70,5 %

Информационные технологии

М - 31

100 %

3,9

71.2 %

 

         По данным результатам прирост составил  +5,6%

2006-2007уч.год – 65,7%

2007-2008уч.год – 66,2%

2008-2009уч.год – 71,3%

 

Результаты свидетельствуют, что применение авторских электронных ресурсов формирует у студентов информационно-коммуникативную  компетентность, которая обеспечивает гибкость и готовность к изменениям, эффективность профессиональной деятельности в условиях информатизации современного общества при овладении информационными и коммуникативными компетенциями с применением информационно-коммуникативных технологий. Информационно-коммуникативная компетентность порождает мотивацию у студентов, которая является источником активности и направленности личности. Мотивация в свою очередь обеспечивает уровень сформированности познавательного интереса от интеллектуального уровня до эмоциональной сферы; совершенствование умений и способностей общения в учебно-научной, социально - бытовой, социально - культурной, официально – деловой сферах общения; овладение формами речевого общения в процессе различных видов деятельности; развитие умения и способностей работы с учебным научным текстом, другими источниками информации.

Все это позволяет организовать качественно учебный процесс и раскрыть способности одарённых студентов через олимпиады, конкурсы, а положительные оценки на экзаменах являются достойным завершением среднего профессионального образования.

 Эффективное введение в традиционный учебный процесс авторских электронных ресурсов, специфически направленных на развитие познавательной сферы студента: памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психологических функций, является в этой связи одной из важнейших педагогических задач современного обучения.

Таким образом, преподаватель правильно выделила проблему: через использование информационных технологий развивать познавательный интерес студентов. Ее реализация показывает, что у студентов повышается уровень обученности: развился интерес к профессии, к работе с дополнительной литературой, улучшилась грамотность, сформировались умения и навыки в работе с компьютером, снято напряжение страха перед экзаменом.

Результаты опыта свидетельствуют о позитивном влиянии внедрения в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий (авторских электронных ресурсов), что доказывает эффективность образовательного процесса.

 

 

 

Библиографический список

 

1.     Афанасьев, Ю.М. Об универсальном знании и новой образовательной среде. – М.: РГГУ, 1999.

 

2.     Беспалько, В.Г. Педагогика и прогрессивные технологии обучения/ В.Г Беспалько. -М.: Перспектива, 1995.

 

3.     Воронцов, А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова/ А.Б. Воронцов. – М.: Педагогика, 1998.- 207 с.

 

4.     Данилова, А.Н. Психофизиология. – М.: "Аспект пресс", 1998

 

5.     Поташкина, Ю.А. Обучение русскому языку в школе. – Воронеж, 2001.

6.     Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1989.

7.        Хуторской А.В. Ключевые компетентности и образовательные стандарты//Интернет журнал» Эйдос». – 2002. -2 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm

 

8.     Эльконин, Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. – М.: ИНТОР, 1998.

 

 

 

Приложения

1.     Приложение № 1 – Средства использования электронных ресурсов на уроках стратегического менеджмента;

2.     Приложение № 2 -  Авторский электронный сайт преподавателя (vasiliew-leos.narod.ru);

3.     Приложение № 3 -  Электронный учебник по дисциплине “Стратегический менеджмент;

4.     Приложение № 4 – Методические рекомендации по самостоятельному изучению программного материала учебной дисциплины «Стратегический менеджмент»;

5.     Приложение № 5 – Методическая разработка на тему «Методика организации восприятия на уроке;

6.     Приложение № 6 – Методическая разработка на тему «Самостоятельная работа студента с учетом психологического аспекта в рамках компетентностного подхода;

7.     Приложение №7 – Методическая разработка на тему «Использование материалов всероссийских научно-практических конференций системы потребительской кооперации при изучении дисциплины «Стратегический менеджмент»;

8.     Приложение №8 – Методическая разработка на тему «Технология создания электронного портфолио преподавателей»;

9.     Приложение №9 – Учебное пособие по дисциплине «Стратегический менеджмент»;

10. Приложение №10 – Презентация «SWOT-матрицы».

 

Hosted by uCoz