НОУ СПО «СТАРООСКОЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕХНИКУМ» БЕЛГОРОДСКОГО ОБЛПОТРЕБСОЮЗА

 

 

 

 

 

 

 

 

«Использование мультимедийных технологий в образовательном пространстве»

 

 

 

 

 

 

 

Кальницкий Александр Васильевич

преподаватель информатики и математики

 


 

 

 

Содержание:

 

 

Информация об опыте……………………………………………3

 

Технология опыта………………………………………………...13

 

Результативность опыта…………………………………………18

 

Библиографический список……………………………………..22

 

Приложение к опыту…………………………………………….23


Условия возникновения проблемы, становления опыта.

НОУ СПО «Старооскольский кооперативный техникум Белгородского облпотребсоюзаоткрыт в 1962 году на базе торгово-кооперативной школы основанной в 1945 году в г. Курске. В 2011 году техникуму исполняется 49 лет. За эти годы подготовлено более 30,0 тысяч специалистов и кадров рабочих профессий. Выпускники техникума трудятся в различных отраслях деятельности России.

 В настоящее время техникум ведет подготовку для предприятий и организаций всех форм собственности по специальностям:

·         080110 Экономика и бухгалтерский учет
·         080501 Менеджмент
·        080402 Товароведение
·        030503 Правоведение
·        260502 Технология продукции общественного питания

Преподаватель информатики Кальницкий Александр Васильевич работает в Старооскольском кооперативном техникуме  в течение 12 лет.

В техникум поступают студенты из различных районов Белгородской области с различным уровнем развития познавательных интересов, знаний, умений и навыков, что значительно затрудняет процесс обучения.

Зарождение представленного опыта связано с тем, что в наш век информатизации педагогическое сообщество переходит к новым технологиям.

          Основная задача техникума – это подготовка  высококвалифицированных, востребованных на рынке труда специалистов и кадров рабочих профессий и эту задачу педагогический коллектив успешно решает, используя хорошую материально-техническую базу: 6 компьютерных классов с выходом в Интернет, 2 интерактивные доски, все 96 компьютеров техникума объединены в единую локальную сеть, струйные и лазерные принтеры, сканеры, мини-типография, библиотечная система «Ирбис».

Материальная база техникума позволяет совершенствовать и разнообразить формы контроля знаний студентов.

Огромным шагом на пути к решению проблем и задач  системы образования в СПО стало появление специальной компьютерной учебной среды, содержащей интерактивные виртуальные учебные объекты.

Получение качественного профессионального образования представляет собой комплексную проблему, решение которой позволяет отвечать существующим и будущим потребностям и вызовам времени. Одной из составляющих этой проблемы является оценка качества образования.

Повышение качества подготовки специалистов в средних учебных заведениях может быть обеспечено при применении в учебном процессе образовательной системы трех групп психолого-педагогических технологий: исследования, проектирования и взаимодействия – организации учебного процесса. Эффективность этих технологий может быть достигнута, если учебный процесс организован с учетом индивидуальных особенностей учащихся, студентов, их склонностей к предмету.

Примером таких эффективных педагогических технологий является использование интерактивного обучения и компьютерных технологий. При интерактивной технологии (от англ. interation – взаимодействие) обучение построено на взаимодействии студентов с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.

Под средствами компьютерных технологий понимаются программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современные средства и системы информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации.

Основным методом использования интерактивной технологии является интерактивный диалог, который представляет собой взаимодействие пользователя с программной системой. Программная система характеризуется в отличие от диалогового, предполагающего обмен текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями), реализацией более развитых средств ведения диалога (например, возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использованием "ключевого" слова, в форме с ограниченным набором символов). При этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы.

При использовании интерактивной технологии студент становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Педагог не даёт готовых знаний, но побуждает студентов к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и студента: активность педагога уступает место активности студентов, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.

Следует отметить, что за последние несколько лет руководством техникума были проведены различные кампании, по результатам которых техникум  был оснащен компьютерами и мультимедийными досками. В результате повысился уровень мотивации студентов, процесс обучения стал намного интереснее (с точки зрения учеников) и эффективнее (по результатам проверки усвоенного материала).

Выход Александр Васильевич видит в том, чтобы разработать новые методики проведения уроков с использованием мультимедийных технологий.

Все вышеизложенное обусловливает актуальность и выбор темы педагогического опыта: «Использовании мультимедийных технологий в образовательном пространстве».

Ведущая педагогическая идея опыта.

Заключается в разработке комплекса мультимедийного сопровождения педагогического процесса, обеспечивающего эффективное развитие информационных, познавательных компетенций студентов и совокупности коммуникативных умений, овладение которыми способствует развитию и формированию личности, способной к продуктивной профессиональной деятельности и деловому общению и успешной самореализации.

Длительность работы.

С 2006 года автор опыта определил задачу формирования информационно-коммуникативной компетенции средствами мультимедийных ресурсов. Опыт работы показал, что без формирования познавательного интереса на своих уроках развитие информационно-коммуникативной компетенции невозможно. Поэтому с 2007 года я использую мультимедийные ресурсы, направленные на формирование информационно-коммуникативной и познавательной компетенций.

 Диапазон опыта.

Представленный опыт – это система методических разработок по проблеме компетентностного подхода в обучении; разработанные авторские электронные ресурсы  (электронный учебник, методические рекомендации по самостоятельному изучению программного материала).

Теоретическая база опыта

         Появившиеся в настоящее время интерактивные обучающие компьютерные системы, способствуют получению качественного образования независимо от места проживания студентов и способов доступа к компьютеру.

         Такие системы интерактивных продуктов призваны обеспечить доступность, непрерывность и высокое качество образования на основе перспективных компьютерных технологий (Интернет, проектирование, моделирование).

          Интерактивные технологии в совокупности с интерактивным программным обеспечением позволяют реализовать качественно новую эффективную модель преподавания учебных дисциплин, а современные интерактивные доски, появившиеся в образовательных учреждениях, являются техническим инструментом для реализации эффективной модели электронного обучения.

          В системе образования  сегодня происходит активное внедрение интерактивных досок в учебный процесс. С их использованием преподавание действительно становится креативным и увлекательным.

Становление личности студента в настоящее время происходит под бурным влиянием информационных технологий.

Как свидетельствуют данные социологических исследований, 50% подростков в возрасте 12-13 лет уже имеют опыт общения с компьютером. Для многих общение с компьютером становится одной из самых привлекательных сфер в качестве их будущей профессиональной деятельности.

Технология обучения с использованием интерактивных досок позволяет студентам видеть реалистичные двухмерные и трехмерные объекты учебной дисциплины, наблюдать их изменение и управлять их свойствами, непосредственно касаясь руками доски.

          Такая технология обеспечивает реализацию на практике развивающего обучения.  

          С использованием интерактивных досок сокращается время, затрачиваемое педагогом на подготовку к занятию, вместе с тем улучшается качество обучения за счет нового способа изложения и подготовки материала урока.

          Объяснение нового материала сопровождается наглядным изображением трехмерных образов объектов учебных дисциплин, которые построены на основе "честных” математических уравнений, описывающих изучаемый объект или явление.  

         Представление материала на интерактивной доске в сочетании с индивидуальной работой в компьютерном классе позволяет добиться уникальных результатов обучаемости.

          Их можно немедленно проверить при помощи контрольных вопросов (как общих на интерактивной доске, так и тестовых на персональном компьютере) – простых, но требующих активного восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов.

         При традиционном обучении осуществить такую проверку у всех студентов группы практически невозможно.

         Интерактивные технологии изменяют характер образования. Используя интерактивную доску, обучаемый сам активно участвует в исследовательском процессе.  

          Интерактивные технологии влияют на оснащение образовательных учреждений.

         Разработанное  интеллектуальное программное обеспечение впервые позволяет студенту активно взаимодействовать с виртуальными объектами учебной дисциплины, управлять моделями, конструировать из них системы, проводить опыты на компьютерных моделях, решать задачи и таким образом в процессе творчества приобретать знания.

         Преподаватель на всех этапах обучения может взаимодействовать через компьютерные сети со студентами в режиме ведения лабораторной работы, семинара, конференции, экзамена, лекции, консультации и в случае необходимости корректировать их действия.  

          При работе с интерактивными компьютерными моделями (в качестве дополнения к традиционному лабораторному практикуму) студенты осуществляют в режиме диалога: наблюдение, сопоставление, выбор, анализ результатов, формулирование вывода, поиск условий для реализации поставленной задачи ("сделай так, чтобы…”), конструирование ситуаций и систем.

         Благодаря наличию обратной связи (модель обладает поведением) может возникать игровой момент, соревнование с системой. 

         Учебное исследование как способ творческого обучения, спроектированный в соответствии с моделью научного исследования, позволяет построить образовательный процесс на деятельностной основе.  

   Тренажеры, интерактивные задачи, конструирование систем из объектов, исследование их свойств и поведения на модели, виртуальные лабораторные работы – составные активного обучения с помощью специальных средств. Манипуляции (оперирование) элементами знания способствуют развитию абстрактного мышления.

         Коллекции примеров по различным дисциплинам образовательной программы, иллюстрирующих применение интерактивной доски и технологии интерактивного медиа, представлены в самых различных педагогических жанрах:      

   * демонстрация (студенту предлагается изучить объект, рассматривая его со всех сторон до мельчайших деталей, с возможностью увеличить его размеры);    

   * моделирование (студент на основе готовой модели создает другие, вводя новые данные, условия, управляющие воздействия, параметры);  

 * конструирование (студенту предоставляется возможность собирать новые объекты из интерактивной коллекции моделей);  

  * решение задач (технологии, позволяющие отрабатывать навыки решения задач и поиска выхода в различных ситуациях);    

    * исследовательская работа (студенты могут самостоятельно изучить предложенную модель, тем самым отрабатывается умение делать наблюдения и выводы);    

   * тестирование (позволяет проверить знания студента по какой-либо определенной теме либо по всему пройденному курсу);    

  * тренаж (позволяет отработать различные умения и навыки).  

         Внедрение методов исследовательской деятельности в образовательный процесс, построенные на их основе образовательные технологии позволят студентам овладеть важнейшим инструментом оперативного освоения действительности, они научатся осваивать новые знания в условиях стремительного роста.        

Чтобы удовлетворять сложным требованиям нынешней жизни, человеку необходимо достичь определенного уровня развития критического мышления, рефлексии и целостного видения жизни.

         Новые технологии активизируют именно эту сторону исследовательской деятельности студентов. Вместе с тем, решается еще ряд проблем по организации учебного процесса и повышения качества обучения, а именно: а именно, усиливаются деятельностные формы работы студента, ведь традиционный подход к преподаванию, опирается преимущественно на иллюстративно-объяснительный метод и практически не предполагает активных деятельностных форм освоения содержания студентами.

         Очевидно, что именно деятельностные формы необходимы для получения хорошего результата в плане усвоения учебного материала: расширяются творческие возможности преподавателя и студента, т. к. традиционный подход ограничивает возможности творчества преподавателя, вариативность преподавания в зависимости от группы, потребностей и способностей конкретных студентов, не вполне обеспечивает возможность развития каждого студента.    Некоторые новые формы учебной работы, существенные для развития учебной самостоятельности и базовых компетенций студента, затруднительно организовать без компьютерной поддержки, в то время как интерактивные технологии специально направлены на поддержку и развитие указанных компетенций.

         Модели учебных объектов – это элементы систем. Связывая их различным образом между собой, можно строить системы. Активируя модели входными сигналами, воздействуя на них с помощью интерфейса (кнопочек, ползунков), удается заставить их проявлять свои свойства и поведение и решать задачи с их учетом.

         Это универсальный путь понимания окружающего нас мира. Любая дисциплина опирается на эту методологию. С ее использованием не только обретается единство во взаимодействии с компьютером, но и преподается мировоззрение, прививаются навык системного мышления, способность абстрагирования, моделирования, т. е. основные навыки современного человека – способность думать, исследовать, понимать, действовать.  

         Следует понять, что альтернативы информационным технологиям нет.

         Технологии могут не работать, если ими не хотят или не умеют пользоваться, или пользуются не с теми целями, ради которых они созданы. 

         Технологии эффективно работают для тех, кто хочет, чтобы им помогли.  

           Совершенно очевидно, что использование интерактивных технологий в образовании имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально востребованным.  

Разработанные преподавателем электронный учебник помогают решить следующие дидактические задачи:

• сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием ИКТ;

• сформировать навыки самоконтроля;

• сформировать мотивацию к учению в целом и к выбранной профессии;

Новизна опыта.

         Состоит в создании разнообразных новых электронных образовательных тестов для повышения качества подготовки студентов в рамках компетентностного подхода.


Технология опыта

        Цель опыта – выявить эффективность использования электронных образовательных ресурсов для формирования познавательного интереса студентов, развития информационно-коммуникативных компетенции и самореализацией в творческих проектах, для достижения которой, требуется решить следующие

Задачи:

1)  разработать комплекс информацонно-компьютерного сопровождения учебного процесса;

2) создать условия для формирования и развития познавательного интереса, опираясь на прежний опыт и знания студентов;

3) формировать у студентов познавательные, информационно-коммуникативные и исследовательские компетенции;

4) способствовать освоению новых форм поиска переработки и анализа информации;

 5) создать условия для самореализации каждого студента в творческих проектах;

 6)  повысить качество знаний по изученным дисциплинам.

В настоящее время Старооскольский кооперативный техникум работает над такой проблемой, как компетентностный подход в образовательном процессе. Информационно-коммуникативная компетентность будущего специалиста - это комплекс сформированных качеств личности, обеспечивающих гибкость и готовность к изменениям, эффективность профессиональной деятельности в условиях информатизации современного общества при овладении информационными и коммуникативными компетенциями с применением ИКТ.

Происходящая в современном мире глобальная трансформация индустриального общества в информационно-коммуникативное общество сопровождается проникновением информации и коммуникации во все сферы жизнедеятельности человека, возникновением и развитием качественно нового типа информационно-коммуникативных структур и процессов, глубоким переосмыслением информационно-коммуникативной природы социальной реальности, современных изменений в социально-коммуникативной сфере, места и роли информации и коммуникаций в развитии общества.

Поскольку развитие современного общества затрагивает различные сферы деятельности человека, в том числе и образование, можно считать образовательное пространство частью глобального информационно-коммуникативного пространства.

Информационные и коммуникационные технологии являются одним из основных факторов формирования новой глобальной экономики и быстрых изменений в обществе.

За последние десять лет новые средства информационных и коммуникационных технологий коренным образом изменили способы деловой деятельности и общения между людьми. Их появление привело к серьезным преобразованиям в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, коммерческой деятельности, машиностроении и других областях. ИКТ обладают потенциалом для изменения характера образования - меняются как модели учебного процесса, так и роли обучающихся и преподавателей в нем.

        Особую значимость приобретает развитие информационно-коммуникативной компетентности личности в условиях стремительной смены информационных потоков и используемых технологий, когда возрастает необходимость развития умений адаптироваться в информационном обществе.

            В условиях внедрения информационных технологий информационно-коммуникативную компетентность личности можно рассматривать с точки зрения освоения компьютера, программного обеспечения, умения пользоваться Интернетом, электронными каталогами библиотек, находить информацию в СМИ, работать с источниками. Исходя из этого, возрастает потребность включения обучающегося в образовательный процесс, направленный на повышение деловой культуры и профессионализма, информационной грамотности и компетентности; обучение его социальным технологиям деловой коммуникации и новым формам интерактивного взаимодействия, адекватным динамике происходящих социокультурных изменений.

            Что, прежде всего, необходимо для формирования информационно-коммуникативной компетенции у студентов? Любая познавательная деятельность наряду с операционными компонентами (знания, умения и навыки) включает и мотивационные (мотив, интерес, отношение). Именно мотивационные компоненты определяют для студента значимость того, что им познается и усваивается, его отношение к учебной деятельности, её содержанию, способам выполнения и результатам деятельности.

Именно мотивация - главный источник активности и источник направленности личности.

Кальницкий А.В. старается учебные занятия организовывать так, чтобы каждый студент усваивал теоретическую информацию в течение урока на основе использования доступного для него достоверного и строго рассчитанного прогноза. Тогда учебная деятельность студента является творческой, приносящей радость и наслаждение.

В работе преподаватель постоянно обращается к технологии развивающего обучения. Современный этап педагогической практики – это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребенка. Важными становятся не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала студентов.

Кальницкий А.В. считает, что большую помощь  для достижения целей обучения и наглядности оказывают технические средства, в том числе и компьютер, интерактивная доска. Их использование на занятиях повышает мотивацию и познавательную активность  студентов, расширяет их кругозор. 

Использование авторских электронных ресурсов на уроках информатики подразумевает различные средства для достижения поставленной цели формирования познавательной и коммуникативной компетенции студентов. На сегодняшний день  Александр Васильевич применяет следующие виды деятельности с использованием электронных ресурсов:

·       Электронный учебник;

·       Работа с программой «КонсультантПлюс»;

·       Работа по созданию web-сайтов в программе программой Microsoft Office FrontPage;

·       Использование на уроках, имеющихся в продаже программ на электронных носителях (DVD);

·       Работа с материалами  web-сайтов;

·       Работа с пакетом программ Microsoft Office.

Александр Васильевич Кальницкий прошел обучение в Федерации интернет образования,  прошел курсы по работе с электронной библиотечной системой «Ирбис» в Вологодском кооперативном техникуме, имеет сертификат Специалиста по работе со Справочно-правовой системой КонсультантПлюс.

Автором опыта в 2008-2009 учебном году разработана методическая разработка «Использование современных информационно-коммуникационных ресурсов в педагогической работе» (Приложение № 1) и методическая разработка «Использование в образовательном процессе электронной библиотечной системы «Ирбис» - по данным темам проведены со всеми преподавателями техникума семинары-тренинги.

В рамках работы над проблемой Александр Васильевич разработал: методические рекомендации по самостоятельному изучению программного материала учебной дисциплины «Математика» (Приложение №3), электронный учебник по дисциплине «Информатика» (Приложение №4), практикум по дисциплине «Информатика» (Приложение №5), рабочую тетрадь по дисциплине «Информатика» (Приложение №6), методическую разработку «Информационные компетенции при изучении дисциплины «Информатика» (Приложение №7); была опубликована его статья «Роль информационных технологий в подготовке квалифицированных специалистов» (Приложение №8).

        

Результативность опыта

        Для оценки результативности внедрения опыта педагог выделил критерии результативности, исходя из задач:

1.                 Уровень сформированности познавательного интереса к изучаемым дисциплинам.

2.                 Уровень обученности студентов за три года;

3.                 Результаты качества знаний по итогам промежуточной аттестации;

4.                 Динамика результативности учебной деятельности по итогам мониторинга учебного заведения в течение 3-х последних лет.

Уровень сформированности познавательного интереса

по дисциплинам естественно-научного цикла (в %)

 

Познавательная деятельность студентов

2007-2008 уч.г.

2008-2009 уч.г.

2009-2010 уч.г.

М-11

Б-11

М-21

Б-21

М-31

Б-31

1.

Интеллектуальный уровень.

31

35

33

37

39

43

2.

Сформированность качеств учебной деятельности.

23

23

25

27

29

28

3.

Уровень волевой регуляции деятельности.

23

26

26

29

30

32

4.

Эмоциональная сфера.

24

22

17

14

9

7

 

По второму критерию анализировался уровень обученности за три года в разных группах.

 

 

Учебные годы

2007-2008

2008-2009

2009-2010

Качество знаний

66,2%

70,7%

72,4%

 

По данным результатам прирост качества знаний составил  + 6,2%.

 

О результатах качества знаний по итогам промежуточной, итоговой аттестации преподавателя математики и информатики Кальницкого Александра Васильевича можно судить по таблице:

Результаты промежуточной аттестации

Учебные годы

Дисциплины

Учебные группы

Успеваемость

Средний балл

Качество знаний

2007-2008

Информатика

Б-11

100 %

3,9

63,2

Информатика

АСОИУ-11

100 %

4,0

69,4

Информатика

ТТМ-11

100 %

3,9

64,7

Информатика

М-11

100 %

3,9

68,9

Физика

Б-11

100 %

4,0

64,7

2008-2009

Математика

Т-21

100 %

4,1

71,6

Математика

ТО-21

100 %

4,2

72,3

Математика

Б-22

100 %

3,9

68,2

Информатика

Б-11

100 %

3,9

70,7

Информатика

М-11

100 %

4,0

69,5

Информатика

МБТ-12

100 %

4,1

70,7

Информатика

Б-21

100 %

4,0

72,8

2009-2010

Математика

М-22

100 %

4,0

70,3

Математика

М-23

100 %

4,1

71,2

Информатика

Б-11

100 %

4,0

75,3

Информатика

М-11

100 %

3,9

72,8

Информатика

МБТ-12

100 %

4,1

73,7

Информатика

ТО-11

100%

4,2

71,2

 

Результаты свидетельствуют, что применение мультимедийных электронных ресурсов формирует у студентов информационно-коммуникативную  компетентность, которая обеспечивает гибкость и готовность к изменениям, эффективность профессиональной деятельности в условиях информатизации современного общества при овладении информационными и коммуникативными компетенциями с применением информационно-коммуникативных технологий. Информационно-коммуникативная компетентность порождает мотивацию у студентов, которая является источником активности и направленности личности. Мотивация в свою очередь обеспечивает уровень сформированности познавательного интереса от интеллектуального уровня до эмоциональной сферы; совершенствование умений и способностей общения в учебно-научной, социально - бытовой, социально - культурной, официально – деловой сферах общения; овладение формами речевого общения в процессе различных видов деятельности; развитие умения и способностей работы с учебным научным текстом, другими источниками информации.

Все это позволяет организовать качественно учебный процесс и раскрыть способности одарённых студентов через олимпиады, конкурсы, а положительные оценки на экзаменах являются достойным завершением среднего профессионального образования.

 Эффективное введение в традиционный учебный процесс мультимедийных электронных ресурсов, специфически направленных на развитие познавательной сферы студента: памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психологических функций, является в этой связи одной из важнейших педагогических задач современного обучения.

Таким образом, преподаватель правильно выделил проблему: через применение мультимедийных развивать познавательный интерес студентов. Её реализация показывает, что у студентов повышается уровень обученности: развился интерес к профессии, к работе с дополнительной литературой, сформировались умения и навыки в работе с компьютером.

Результаты опыта свидетельствуют о позитивном влиянии внедрения в образовательный процесс мультимедийных технологий, что доказывает эффективность образовательного процесса.


 

Библиографический список

1.         О.П. Копелов Процесс обучения в виртуальном образовательном пространстве. – Информатика и образование, №3, 2001.

2.         Г. Кирмайер Мультимедиа. – М.: Малип, 1994.

3.         А.В. Осин Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. – М.: Агенство Издательский сервис, 2004.

4.         О.Г. Смолянинова Мультимедиа в образовании (теоретические основы и методика использования). – Красноярск: КрГУ, 2003.

5.         А.И. Башмаков, И.А. Башмаков Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. – М.: ИИД Филинь, 2003.


Приложения

1.     Приложение №1 – Методическая разработка «Использование современных информационно-коммуникационных ресурсов в педагогической работе»

2.     Приложение №2 – Методическая разработка «Использование в образовательном процессе электронной библиотечной системы «Ирбис».

3.     Приложение №3 – Методические рекомендации по самостоятельному изучению программного материала учебной дисциплины «Математика»

4.     Приложение №4 – Электронный учебник по дисциплине «Информатика»

5.     Приложение №5 – Практикум по дисциплине «Информатика»

6.     Приложение №6 – Рабочая тетрадь по дисциплине «Информатика»

7.     Приложение №7 – Методическая разработка «Информационные компетенции при изучении дисциплины «Информатика».

8.     Приложение №8 – Статья «Роль информационных технологий в подготовке квалифицированных специалистов».

Hosted by uCoz