НОУ СПО «СТАРООСКОЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕХНИУК» БЕЛГОРОДСКОГО ОБЛПОТРЕБСОЮЗА

 

 

 

Формирование социокультурной компетентности при изучении общеобразовательных дисциплин

 

 

 

Автор опыта: Золотых Ирина Николаевна, преподаватель русского языка и литературы, русского языка и культуры речи 

 

Условия возникновения и становления опыта.

 Зарождение представленного опыта связано с применением  новых форм и методов обучения студентов техникума в условиях сложившихся социально-экономических предпосылок  и необходимостью овладения студентами не только теоретическими знаниями, но и умениями применять их на практике.

Работа над опытом проходила на базе НОУ СПО «Старооскольский кооперативный техникум Белгородского облпотребсоюза», в котором Золотых Ирина Николаевна работает 10 лет. Учебное заведение открыто в 1962 году на базе торгово-кооперативной школы, основанной в 1945 году в г. Курске. Среди абитуриентов техникума выпускники школ города, района, области, а также выпускники других регионов страны. За эти годы подготовлено более 30,0 тысяч специалистов и кадров рабочих профессий. Выпускники техникума трудятся в различных отраслях деятельности России. Соответственно, знание культурного наследия Белгородчины и России в целом помогут выпускникам техникума активнее принимать участие в общественной деятельности своего трудового коллектива.

 В настоящее время техникум ведет подготовку для предприятий и организаций всех форм собственности по специальностям:

·         080110 Экономика и бухгалтерский учет
·         080501 Менеджмент
·        080402 Товароведение
·        030503 Правоведение
·        260502 Технология продукции общественного питания

В техникум поступают  абитуриенты с различным уровнем развития познавательных интересов, знаний, умений и навыков, что позволяет совершенствовать формирование социокультурных компетенций в рамках изучения общеобразовательных дисциплин.

     Цель учебного заведения – дать студентам качественные знания по всем дисциплинам, воспитание гармонически развитой личности.

     Основная задача техникума – это подготовка  высококвалифицированных, востребованных на рынке труда специалистов, ответственных,компетентных, целеустремленных, знающих не только законы рыночной экономики, но и традиции, обычаи своего народа.

    Одним из важнейших условий возникновения данного опыта явился переход от традиционного обучения к личностно – ориентированному, который требует становления педагога как профессионала, легко ориентирующегося в инновациях, психологических процессах, владеющего разными технологиями преподавания своего предмета.

     Тема опыта соотносится с проблемой современного профессионального обучения – создание образовательной среды, обеспечивающей реализацию развития социокультурных компетенций студентов. Результаты по теме опыта обсуждались на заседании цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин и правоведения.

В условиях ориентирования образовательных целей на развитие личностной сферы обучающихся объективно возникает требование совершенствования технологии обучения, соответствующее данному направлению, а именно: формированию социокультурной компетентности при изучении общеобразовательных дисциплин.

 

Актуальность опыта

    

Актуальность данного педагогического опыта обусловлена тем, что на сегодняшний день существуют противоречия между недостаточным использованием в организации образовательного процесса педагогических технологий, требующих от учеников речевой активности, низким уровнем развития социокультурной компетентности современного студента и запросами современного образования, ориентированного на реализацию компетентностного подхода посредством инновационных, интерактивных форм обучения учащихся.

  Основной задачей современного филологического образования является формирование и развитие языковой личности, усвоившей весь набор социокультурных компетенций за определенный период обучения и становления личности. Цель  воспитания языковой личности как субъекта национальной культуры находится в центре внимания современной системы образования  и воспитания. «Русский язык», «Литература» как учебные предметы, как предметы духовные, мировоззренческие, призваны формировать систему взглядов на природу и общество, воспитывать гражданина и патриота. Грамотный выпускник востребован в любой сфере деятельности общества: экономической, политической, культурной.

Автор опыта считает главной задачей преподавателя русского языка и литературы создание такой организации процесса обучения, которая способствовала бы развитию у студентов не только коммуникативной, языковой, лингвистической компетенции, но и других культурных компетенций.

   Автор отмечает низкий уровень сформированности у студентов индивидуально-личностных оснований для социокультурной компетентности, что негативно отражается на результатах и качестве их практических занятий в рамках изучения лингвистических дисциплин. Подростки не умеют аргументировать свои выступления, делать обобщенные выводы или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они стараются заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, то есть примитивными невербальными способами общения. Студенты пассивны не только на занятиях русского языка и литературы, но и на других предметах гуманитарного цикла, затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщенных устных и письменных высказываний. Проблемы в развитии культурной компетентности у учащихся связывают со снижением уровня их читательской культуры, отсутствия общеобразовательного кругозора, пассивности жизненной позиции. 

Можно выделить главное противоречие между общим снижением уровня культуры речи студентов и требованием общества – развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание, аргументировать свою позицию по тому или иному вопросу и применять результаты этой деятельности на практике.

. Актуальность педагогического опыта связана и с возрастными особенностями подросткового периода, который характеризуется стремлением к самостоятельности и самосовершенствованию, к поиску идеала и подражанию взрослым, способностью видеть и понимать окружающий мир, умением оценивать свои поступки и принимать ответственные решения. В этот период учебная деятельность перестает быть ведущей, лидирующие позиции начинает занимать общение со сверстниками (интимно-личностное, в терминологии Д. Б. Эльконина). Именно поэтому подростковый возраст является наиболее эффективным для организации совместной деятельности и продуктивным для формирования не только предметных, но и ряда социокультурных компетенций,  связанных с ведущим типом деятельности подростков (И.А. Зимняя, С.Н. Сафронова).

Содержание опыта работы «Формирование социокультурной компетентности при изучении общеобразовательных дисциплин» позволяет учащимся формировать объективную систему представлений о своих знаниях, возможностях и умениях их реализовывать. Учащиеся овладевают умением не только понимать цель своего обучения, но и самостоятельно ее ставить, определять конкретные задачи, программировать собственную деятельность, отбирать адекватные средства достижения цели, определять последовательность действий. Использование активных форм и методов обучения, нестандартный подход к проведению аудиторных и внеаудиторных занятий способствует развитию не только интеллектуальных способностей, но и развитию коммуникативной компетентности – умению вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, лаконично излагать мысли, находить компромисс с собеседником.

                           Ведущая педагогическая идея опыта.

 

     Идея опыта заключается в планомерном формировании социокультурной компетентности при изучении общеобразовательных дисциплин посредством проведения занятий с учетом межпредметных связей, обеспечивающих эффективное развитие познавательных компетенции студентов и совокупности коммуникативных умений, овладение которыми способствует развитию и формированию личности, способной к продуктивной профессиональной деятельности, деловому общению и успешной самореализации.

  Задачей своей работы автор опыта считает определение путей повышения эффективности процесса развития социокультурной компетентности обучающихся путем реализации интегрирования теоретических разделов русского языка и литературы, использования методики проблемного обучения, способствующей развитию общекультурной эрудиции студентов.

 

Длительность работы над опытом

 

Длительность работы над опытом охватывает период работы преподавателя в группах 1 и 2 курсов с 2005 года, когда было обнаружено противоречие между желаемым состоянием процесса обучения и существующим уровнем обученности, и до момента выявления результативности.

Ранее (примерно с 2002 года) автор опыта практиковала тематические речевые уроки с анализом различных производственных ситуаций, носящих морально-нравственную направленность, включала ситуативные упражнения и игры по культуре речи. При работе с текстами художественных произведений обращала внимание на культурные традиции русского народа.

В рамках работы над проблемой были разработаны :

-письменные консультации по русскому языку, литературе, русскому языку и культуре речи для студентов очного и заочного отделения;

-методическая разработка «Применение информационно-креативных технологий при изучении курса «Русский язык и культура речи»;

-методические рекомендации по самостоятельному изучению программного материала учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»;

-доклад «О культуре речи при подготовке специалистов экономического профиля»;

-доклад «Профилактика противоправного поведения студентов (с анализом внеурочной работы по предметам общеобразовательных дисциплин».

Работа над опытом была разделена на несколько этапов:

 

1 этап – начальный (констатирующий) – сентябрь 2005 –декабрь 2006 года;

2 этап – основной (формирующий) – январь 2007 – декабрь 2009 года;

3 этап – заключительный (диагностический) –январь 2010-ноябрь 2010 года.

 Начальный период предполагал выбор проблемы, подбор диагностического материала и выявления уровня сформированности социокультурной компетентности выпускников техникума.

На формирующем этапе был проведен перевод от традиционного обучения к личностно-ориентированному, который требует от педагога свободного ориентирования в инновациях, закономерностях психологических процессов, владения различными технологиями преподавания своего предмета.

Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной проблемы.

 

Диапазон опыта

 

Диапазон опыта представлен дидактической системой работы преподавателя по формированию социокультурной компетентности студентов. Представленный опыт является единой системой: «урок русского языка- урок литературы – урок русского языка и культуры речи- внеклассное мероприятие».

 

Теоретическая база опыта

Теоретическая база опыта опирается на положения учёных-лингвистов, методистов-исследователей, преподавателей-практиков.

Например, через все труды Ф.И.Буслаева проходит мысль о тесной взаимосвязи языка и жизни народа, его духовной культуры.

И.И.Срезневский считал, что «цель изучения родного языка – не счастливые ответы на каком-нибудь экзамене, а овладение им (языком) в должной мере для жизни внутренней и вместе с тем внешней, без которой и сама внутренняя жизнь – вообще говоря –невозможна».

 Продолжение идей по данному направлению можно найти у А.Д.Дейкиной, Т.М.Тихоновой. Автор опирается на мнение А.Д.Дейкиной, что «новые аспекты преподавания во многом определяются тем, как используется русский язык в современном социуме» и что «родной язык формирует духовно-ориентированное мышление, способствующее творческой реализации личности».

Новизна опыта

Новизна опыта заключается в разработке и внедрении психолого-педагогических и дидактических условий, обеспечивающих развитие социокультурной компетентности студентов посредством Совершенствования средств обучения, использования педагогических инноваций в процессе обучения русскому языку и литературе, творческом переосмыслении традиционных методов обучения с учётом педагогической дидактики, возрастных особенностей и психологии, индивидуально-творческих возможностей и мотивов обучающихся.

 

Технология опыта

Определение цели обучения

 

Целью педагогической деятельности по данной технологии является речевое развитие обучающихся в условиях формирования социокультурной компетентности при изучении общеобразовательных дисциплин, формирование навыков культурного общения, повышения качества знаний обучающихся на основе работы с текстами русской классической литературы. Путь достижения цели – практическое использование знаний культурного наследия русского народа в области языка, литературы, истории, культурологи.

 

                Постановка задач, сопутствующих достижению данной цели

 В соответствии с темой и целью поставлены задачи:

- создание условий для наиболее полного выявления творческих  возможностей и способностей  студентов  и их всестороннего развития;

- внедрение на уроках русского языка и литературы форм и методов работы с программным материалом, способствующих развитию практических навыков владения языком;

- интеграция деятельности всех участников образовательного процесса по повышению общей культуры обучающихся.

 

Решение этих задач осуществляется в процессе формирования социокультурной компетентности студентов.

 

     Формирование социокультурной компетентности неразрывно связано с основными целями образования: практической, развивающей и воспитательной Социокультурная компетентность предполагает готовность и умение жить и взаимодействовать в современном многокультурном мире, используя свои знания, умения, навыки и способности.

     Формирование социокультурной компетентности составляет основу следующих видов компетенций, связанных с  языком и литературой:

 

- лингвистическую компетенцию, т.е. умение производить простой лингвистический  анализ языковых явлений;

 

- языковую компетенцию, т.е. практическое владение родным языком, его словарным запасом, богатством всех языковых средств, умением ориентироваться в языковых нормах;

- интеллектуальную компетенцию, т.е. умение анализировать, обобщать, сопоставлять и систематизировать языковые ресурсы.

 Вся деятельность базируется на реализации компетентностного подхода в ходе подготовки специалистов экономического профиля, что способствует развитию интеллектуально-творческого потенциала выпускника.  Уроки литературы и

русского языка не могут обойтись без работы со словом, театрализации, реализации

учащимися собственных оригинальных идей. Научить мыслить и чувствовать, воспитать

душу – вот задача для учителя-словесника.

 

Описание средств достижения цели (методов и форм организации работы)

 

     Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы на уроке и во внеурочное время:

 

- комплексная работа с текстом;

-тематические уроки;

-сочинения-рассуждения на нравственную тематику;

-редактирование текста;

-сравнительный анализ прочитанных произведений;

-коммуникативные и игровые ситуации;

- тематические классные часы.

 

       Активизации познавательной деятельности студентов, развитию их интеллектуальной и речевой деятельности способствуют нестандартные формы проведения  учебных занятий:

 

-творческая лингвистическая лаборатория (создание газетных статей, написание стихотворений, жанр малой прозы);

- урок-путешествие;

-урок- творческая мастерская;

-урок-тест;

-урок-презентация;

-урок- игра;

-урок-игра.

        Развитию социокультурной компетентности способствует использование на занятиях элементов современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, технологии интегрированного обучения, игровых технологий, информационных технологий.

 

Организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с поставленными целями и задачами

 

Цели обучения русскому языку и литературе определяются в первую очередь через коммуникативную компетенцию:

-студент должен понимать читаемый текст;

-уметь определять тему и основную мысль текста;

- формулировать мысль своего высказывания;

-аргументировать свою точку зрения;

-уметь строить письменное высказывание, обеспечивая связность изложения;

-отбирать необходимые языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;

-соблюдать в письменной и устной речи нормы литературного языка.

Большую роль в формировании социокультурной компетентности играет подбор дидактического материала. Работа с текстом позволяет не только улучшить орфографическую и пунктуационную грамотность обучающихся, но и воспитывать на примере поступков героев художественных произведений чувство национального достоинства у носителей русского языка, прививать этические нормы поведения, развивать эстетический вкус.

        

Примерный план анализа текста любого типа речи:

1.Выразительное чтение текста.

2.Словарная работа.

3.Определение темы и идеи текста.

4.Тип текста.

5.стиль текста

6. Художественно-выразительные средства и их роль в тексте.

 

Для занятий на уроках русского языка, русского языка и культуры речи использую тексты из произведений А.С.Пушкина, И.С.Тургенева, И.А.Бунина, А.И.Куприна, Л.Н.Толстого.

Для  формирования социокультурной компетентности педагог использует тексты Д.С.Лихачева, В.Солоухина, Д.Гранина, В.Распутина. Они интересны для обсуждения, познавательны и полезны для воспитания нравственных качеств личности. Работа с текстами этих писателей помогает обучающимся понять и почувствовать лучшие стороны своего Я.

 

                    Принципы организации работы с текстом (фрагмент урока)

                                                  Текст

 Удивительно, как изменилась жизнь в семье Мелеховых! Совсем недавно Пантелей Прокофьевич чувствовал себя в доме полновластным хозяином, все домашние ему безоговорочно подчинялись, работа шла ряд рядом, сообща делили и радость и горе, и во всем быту сказывалась большая, долголетняя слаженность. Была крепко спаянная семья, а с весны все переменилось. Первой откололась Дуняшка. Она не проявляла открытого неповиновения отцу, но всякую работу, на которую приходилось ей выполнять, делала с видимой неохотой и так, как будто работала не для себя, а по найму; и внешне стала как-то замкнутей, отчужденней; редко-редко слышался теперь беззаботный Дуняшкин смех.

После отъезда Григория на фронт и Наталья отдалилась от стариков; с детишками проводила почти все время, с ними только охотно разговаривала и занималась, и было похоже, что втихомолку о чем-то крепко горюет Наталья, но не с кем из близких о своем горе не разу и словом не обмолвилась, никому не пожаловалась и всячески скрывала, что ей тяжело.

         Про Дарью и говорить было нечего: совсем не та стала Дарья после того, как съездила с обывательскими подводами. Все чаще она противоречила свекру, на Ильиничну и внимание не обращала, безо всякой видимой причины злилась на всех, от покоса отделывалась нездоровьем и держала себя так, как будто доживала она в мелеховском доме последние дни.

         Семья распадалась на глазах у Пантелея Прокофьевича. Они со старухой оставались вдвоем. Неожиданно и быстро были нарушены родственные связи, утрачена теплота взаимоотношений, в разговорах все чаще проскальзывали нотки раздражительности и отчуждения… За общий стол садились не так, как прежде- единой и дружной семьей, а как случайно собравшиеся вместе люди.

         Война была всему этому причиной, Пантелей Прокофьевич это отлично понимал. Дуняшка злилась на родителей за то, что те лишили её надежды когда-нибудь выйти замуж за Мишку Кошевого – единственного , кого она любила со всей беззаветной девичьей страстью; Наталья молчала и глубоко, с присущей ей скрытностью переживала новый отход Григория к Аксинье. А Пантелей Прокофьевич все это видел, но ничего не мог сделать, чтобы восстановить в  семье прежний порядок.

 

1.Вдумчивое прочтение текста, анализ внутренних ассоциаций.

2.Усиление эмоционального восприятия текста путем активизации всех возможных путей получения информации(чтение по ролям, чтение под музыку, инсценирование текста).

3.Поиск путей интеграции эстетического воспитания, общекультурного, нравственного интеллектуального развития.

4.Расширение познавательного потенциала студента через словарную работу.

5.Обогащение внутреннего эмоционального мира обучающегося через выражение собственных чувств, эмоций, впечатлений от прочитанного

.6.Умение видеть проблему с разных точек зрения.

Анализ текста способствует совершенствованию культуры речи обучающегося.. стимулирует коммуникативно-познавательную деятельность учащихся.

 

Задания к тексту могут видоизменяться в зависимости от того, на уроке какой дисциплины он использован. Например, на уроке русского языка преподавателю важно, чтобы студенты определяли речевые особенности текста. На уроке литературы преподаватель, работая с этим же текстом, обращает внимание на анализ поведения главных героев, на нравственные качества их поступков.

Уроки с лингвистическим анализом текста помогают формированию не только лингвистических компетенций, но и культурных.

 

                                      Результативность опыта

   

 Беседы, диспут, результаты тестов, контрольных срезов, итоги Интернет-экзамена по русскому языку и культуре речи подтвердили высокий уровень усвоения программного материала по русскому языку, литературе, русскому языку и культуре речи. Выпускники осмысленно и точно понимают чужую речь, свободно и правильно выражают собственные мысли в устной и письменной речи с учётом  сложившихся ситуаций, осознанно читают и анализируют тексты разных стилей. У выпускников сформированы соответствующие умения и навыки. Они  владеют приёмами работы с книгой, различными СМИ, Интернетом. Умеют применять правила слушания в ситуации диалога, писать сочинения разных функциональных стилей, передавать содержание прочитанного текста (сжато, полно, выборочно).

Выпускники владеют следующими видами  компетенций:

 - лингвистическая компетенция - умение проводить лингвистический анализ языковых явлений ;

-  языковая компетенция - практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение в устных и письменных высказываниях языковых норм ;

    - коммуникативная компетенция - владение разными видами речевой деятельности, умение воспроизводить чужую речь и создавать собственные высказывания ;

    - социокультурная компетенция - осознание духовной сущности родного языка. У выпускников сформировано представление о родном языке как форме выражения национальной культуры народа.

 

                    Динамика результативности учебной деятельности

Учебный год

2007-2008уч.год

2008-2009уч.год

2009-2010уч.год

Качество знания

64,9%

69,2%

73,2%

 

                                     Качество знаний

                                     Прирост + 8,3%

 

Ежегодно студенты техникума участвуют в областном конкурсе «Славянские чтения». В 2010 году участница городского конкурса чтецов, посвященного 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, Приходько Эллина заняла 3 место.

 

 

Библиографический список

1.     Буслаев Ф.И. «О преподавании отечественного языка». М., 1941г.

2.     Величко Л.И. Работа с текстом на уроках русского языка.- М., 1983.

3.     Дейкина А.Д. Новации в методике преподавания русского языка.// Русский язык в школе-2003, №3, с.105.

4.     Зарубина Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспекты.- М., 1981.

5.     Ипполитова Н.А. Текст в системе изучения русского языка в школе.- М., 1992.

6.     Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи.- М., 1982.

7.     Лосева Л.Н. Как строится текст.- М., 1980.

8.     Львов М.Р. Основы теории речи. Учебное пособие для ВУЗов., М., 1989.

 

9.     Пересветова Е.В. Сопоставительный анализ художественных текстов на уроках русского языка. М.: Чистые пруды. 2007

10.                       Развитие дара слова. Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (YIIYIII классы)/ Сост. Т.А. Ладыженская и Т.С. Зепалова.- 3-е изд.-М., 1986

11.                       Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М.: Просвещение, 1993

12.                       Тихонова Т.М. Система педагогической оценки как элемент управления учебно-воспитательным процессом. М., 1986

13.                       Федоренко Л.П. Закономерности условия родной речи. М., 1984

       14.Астафурова Т.Н. Стратегии коммуникативного поведения в профессионально-значимых ситуациях межкультурного общения (лингвистический и дидактический аспекты): Автореф. дисс. … докт. пед. наук. - М., 1997.

      15. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика, №10, 2004. - С. 8-14.

      16. Верещагин Е.Н., Костомаров В.Г. Язык и культура. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. - М.: "Русский язык", 1993. - С.265.

      17. Капинос В.И. Речеведческие понятия как лингвистическая основа совершенствования коммуникативной компетенции учащихся / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции "Обновление российской школы" (26 августа - 10 сентября 2002 г.). http://www.eidos.ru/conf/

     18.Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма обсуждения доклада А.В.Хуторского в РАО // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423-1.htm.

      20. Селевко Г. В. Компетентности и их классификация // Народное образование. - 2004. - №4. - С. 138-143.

      21. Сысоев П.В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры изучаемого языка. Иностранные языки в школе. - №4. - С.12.

     22.Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. - М., 2000, с.31.

.     23. Халеева И.И. Некоторые проблемы обучения межкультурной коммуникации на основе когнитивного подхода. Психолингвистика и межкультурные взаимоотношения: Тезисы докладов 10 Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. Москва. 3-6 июня, 1991.- М.: АН СССР, Ин-т языкознания, 1991.- С. 310-312.

                                                               Приложения

1.Приложение №1   - Конспект интегрированного урока по литературе и истории «Бородинское сражение» (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»).

2. Приложение №2 – Рабочая тетрадь по дисциплине «Русский язык и культура речи».

3. Приложение №3 –Методическая разработка на тему «Духовно-нравственные ценности русской национальной культуры».

4. Приложение№4 -Разработка классного часа «Милосердие в нашей жизни».

5.Приложение №5 – Методическая разработка на тему «Формирование социокультурной компетентности при изучении общеобразовательных дисциплин»

6. Приложение №6 – Разработка классного часа «Предпринимательство в России».

 

Hosted by uCoz