ГОУ ДПО Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Применение в учебном процессе
авторских электронных образовательных ресурсов
как средство формирования
информационно-коммуникативной компетенции студентов
Васильева Елена Олеговна
преподаватель экономических дисциплин
и менеджмента
Старооскольский кооперативный техникум
Содержание:
Информация об
опыте……………………………………………3
Технология
опыта…………………………………………………7
Результативность
опыта…………………………………………13
Библиографический
список……………………………………..18
Приложение к
опыту……………………………………………..19
Информация об опыте
Условия возникновения,
становления опыта.
Староосокльский
кооперативный техникум учебное заведение Центрально-черноземного района России,
открытый в 1962 году на базе торгово-кооперативной школы основанной в 1945 году
в г. Курске. Находится по адресу ул. Ленина 82. Здание расположено в старой
части города, в культурном центре Старого Оскола.
11 июля 2010года техникуму
исполнилось 48 лет. За эти годы
подготовлено более 30,0 тысяч специалистов и кадров рабочих профессий.
Выпускники трудятся в различных отраслях экономики России, но большая их часть
работают в сфере торговли, общественного питания, в производственной и
заготовительной сфере, в системе потребительской кооперации Белгородского
облпотребсоюза.
В настоящее время техникум ведет
подготовку для предприятий и организаций всех форм собственности по
специальностям:
· 080110 Экономика и бухгалтерский учет
· 080501 Менеджмент
· 080402 Товароведение
· 030503 Правоведение
· 260502 Технология продукции
общественного питания
Студентами
Старооскольского кооперативного техникума являются выпускники школ города,
районов, и других городов РФ. Социальная среда родителей обучающихся техникума
неоднородная, преобладают семьи со средним специальным и средним техническим
образованием. Они зачастую недостаточно информированы о ситуации на рынке
труда, социальном заказе государства, не всегда могут дать квалифицированный
совет в выборе специальности. Поэтому администрацией техникума проводится
предварительная профориентационная работа среди учащихся школ города, районов,
области.
Основная задача техникума – это подготовка
высококвалифицированных, востребованных на рынке труда специалистов и кадров
рабочих профессий и эту задачу опытный педагогический коллектив успешно решает,
используя хорошую материально-техническую базу.
Материально-техническая
техникума позволяет усовершенствовать и разнообразить современный урок. В
настоящее время в техникуме оборудованы вычислительной и мультимедийной
техникой и успешно функционируют: компьютерные классы, имеющие выход в
Интернет, библиотека, лекционный зал, методический
кабинет. Библиотека техникума оснащена электронной системой «Ирбис». Для совместной работы все компьютеры
объединены в локальную вычислительную сеть. Все это помогает преподавателю в
создании проектов, подготовке компьютерных презентаций уроков, применению
авторских электронных ресурсов, как на уроках, так и во внеурочное время.
Создание и использование электронных ресурсов в современном учебном
процессе является определяющим условием в достижении высоких результатов в
обучении профессиональных дисциплин; служит главным путем превращения
полученных знаний в навыки, выступает важным фактором в развитии умения
учиться, заниматься самообразованием, а значит, является как средством, так и
целью обучения. Вместе с тем, следует отметить недостаточное количество
специализированных электронных образовательных ресурсов, поэтому, именно это
направление автор опыта выбрал как определяющее.
Актуальность
опыта.
Актуальность
выбранной темы заключается в формировании информационно-коммуникативной
компетенции у студентов при использовании авторских электронных ресурсов. Она
обеспечивает совершенствование умений и
способностей общения в учебно-научной, социально - бытовой, социально -
культурной, официально – деловой сферах общения; овладение формами речевого
общения в процессе различных видов деятельности; развитие умения и способностей
работы с учебным научным текстом, другими источниками информации;
совершенствование умений интерпретации информации в соответствии с
самостоятельно найденным и заданным основанием.
Профессиональные дисциплины – благодатная почва для внедрения электронных образовательных ресурсов. Принцип активности студента в процессе обучения был и остается одним из основных в обучении. Под этим понимается такое количество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных педагогических воздействий и организации педагогической среды, т. е. применяемой педагогической технологии. Константин Дмитриевич Ушинский когда-то сказал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются. Сегодня же, при минимальной оснащенности кабинетов довольно сложно удерживать постоянный интерес студентов.
Таким образом,
возникли следующие противоречия:
- между задачами современного образования,
направленного на компетентностно-деятельностный, информатизированный подход в
обучении, и снижением уровня качества знаний и умений студентов;
- между традиционной
методикой преподавания профессиональных дисциплин и современными требованиями к процессу
обучения;
- между недостаточным уровнем
разработанности данной проблемы в условиях средне-специального учебного
заведения и необходимостью создания программы на этой основе.
В ходе исследовательской деятельности автору пришлось столкнуться с такими затруднениями,
что в жестких рамках выполнения учебных программ нет возможности использовать в
полном объеме постоянно возрастающий актуальный информационный материал.
Оказать же
значительную помощь в решении этой проблемы
могут авторские электронные ресурсы.
Компьютеры в аудиториях сегодня уже не воспринимаются как нечто редкое,
экзотическое. Но с каждым годом происходит объективное усложнение
образовательной системы, подталкиваемое техническим прогрессом, растет нагрузка
на студентов, которые уже не в состоянии справляться с огромным потоком и
объемом информации. Поэтому сегодня, как никогда ранее, важен переход на
качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и
информационных технологий во всех областях деятельности.
Информационные технологии в качестве одного из
компонентов системы обучения позволяют совершенно по-новому организовать
процесс обучения, в котором студент становится активным и равноправным
участником образовательного процесса. Эти технологии дают возможность
индивидуализировать процесс обучения, организовывать самостоятельную работу на
уроке и дома, активизировать познавательную деятельность студентов. Благодаря
им повышается темп занятия, увеличивается объем самостоятельной работы
учащихся, активизируется процесс обучения. Уроки с компьютерной и мультимедийной
поддержкой не отменяют традиционных форм обучения, но помогают разнообразить
формы работы, экономить на учебном занятии время и использовать в большем
объеме информационный материал.
Ведущая
педагогическая идея опыта.
Заключается в разработке комплекса
информационно-компьютерного сопровождения педагогического процесса,
обеспечивающего эффективное развитие информационных, познавательных компетенции
студентов и совокупности коммуникативных умений, овладение которыми
способствует развитию и формированию личности, способной к продуктивной
профессиональной деятельности и деловому общению и успешной самореализации.
Длительность
работы.
С 2005 года автор
опыта определила задачу формирования информационно-коммуникативной компетенции
средствами авторских электронных ресурсов. Опыт работы показал, что без
формирования познавательного интереса на уроках профессиональных дисциплин
развитие информационно-коммуникативной компетенции невозможно. Поэтому с 2007
года я использую авторские электронные ресурсы, направленные на формирование
информационно-коммуникативной и познавательной компетенций.
Диапазон опыта.
Представленный опыт –
это система методических разработок по проблеме компетентностного подхода в
обучении; разработанные авторские электронные ресурсы (электронный учебник, методические
рекомендации по самостоятельному изучению программного материала); авторский сайт преподавателя http://vasiliew-leos.narod.ru/.
Теоретическая база
опыта.
У каждой эпохи свои реальности. В компьютерную
эпоху нельзя жить докомпьютерными представлениями, мыслить по-старому.
Стратегическое направление развития образовательных систем в современном
обществе очевидно. Это — интеллектуальное и нравственное развитие человека на
основе вовлечения его в разнообразную самостоятельную целесообразную
деятельность в различных областях знания. В связи с этим важно определиться с
приоритетами в области педагогических технологий с учетом поставленных целей
образования, с учетом интересов развития личности. Среди разнообразных новых педагогических
технологий наиболее адекватными поставленным целям являются следующие
направления:
·
обучение в
сотрудничестве;
·
метод проектов;
·
индивидуальный и
дифференцированный подход к обучению;
·
разноуровневое
обучение;
·
модульное
обучение;
·
информационно-коммуникационные
технологии.
В основу разработанного опыта положены теоретические
аспекты организации восприятия на уроке, самостоятельная работа студента с учетом
психологического аспекта в рамках компетентностного подхода.
В распоряжении современного преподавателя
профессиональных дисциплин имеются программные, программно-аппаратные,
технические средства и устройства, которые обеспечивают сбор, накопление, сохранение,
обработку информации и предоставляют доступ к информационным ресурсам
компьютерных сетей. Главное – отличить действительно качественные и удобные в
использовании информационные продукты, позволяющие отследить результативность
их применения.
Для решения этой проблемы и возникает необходимость в
разработке преподавателем своих электронных ресурсов, которые включают в себя
электронные учебники по дисциплинам, методические рекомендации по
самостоятельному изучению программного материала, моделирующие и контролирующие
тесты, практические задания и рекомендации к ним. Удобным и прогрессивным
инструментом в обучении студентов, как на уроках, так и во внеурочное время
является создание авторского сайта преподавателя, где выкладывается
разнообразный информационный материал по преподаваемым дисциплинам.
К работе на
компьютерах с подобными электронными ресурсами студенты проявляют неподдельный
и живой интерес, который целесообразно использовать в учебно-воспитательном
процессе. Привнесение элемента новизны способствует усилению внешней и
внутренней мотивации обучения студентов, позволяет проявить себя тем, кто,
владея компьютерной техникой на уровне «продвинутого пользователя» к
профессиональной дисциплине был равнодушен.
Разработанные преподавателем электронные ресурсы
помогают решить следующие дидактические задачи:
•
усвоить базовые знания по предмету;
•
систематизировать усвоенные знания;
•
сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с
использованием ИКТ;
•
сформировать навыки самоконтроля;
•
сформировать мотивацию к учению в целом и к выбранной профессии;
•
оказать учебно-методическую помощь студентам в самостоятельной работе над
учебным материалом;
•
обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в
поиске и использовании источников информации, то есть подготовить студента к
экзамену в кратчайшие сроки, попутно сформировав у него массу полезных
общеучебных навыков;
• психологически настроить на атмосферу
экзамена;
Средства новых
информационных технологий позволяют сократить время на добывание знаний. Первый
помощник в этом – Интернет.
Одним
из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение
качества обучения за счёт новизны деятельности, интереса к работе с компьютером.
Применение компьютера на уроках специальных дисциплин может стать новым методом
организации активной и осмысленной работы студентов, сделав более наглядным и
интересным. Использование ИКТ на уроках стратегического менеджмента позволит
интенсифицировать деятельность преподавателя и студента, повысить качество
обучения предмету, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на
передний план наиболее важные, необходимые для формирования профессиональных
компетенций характеристики изучаемых объектов.
Новизна опыта.
Состоит в поиске и
создании разнообразных новых электронных образовательных продуктов для
повышения качества подготовки студентов в рамках компетентностного подхода.
Технология
опыта
Цель опыта – выявить эффективность использования авторских электронных образовательных ресурсов для формирования познавательного интереса студентов, развития информационно-коммуникативных компетенции и самореализацией в творческих проектах, для достижения которой, требуется решить следующие
Задачи:
1) разработать комплекс информацонно-компьютерного сопровождения учебного процесса;
2) создать условия для формирования и развития познавательного интереса, опираясь на прежний опыт и знания студентов;
3) формировать у обучающихся познавательные, информационно-коммуникативные и исследовательские компетенции;
4) способствовать освоению новых форм поиска переработки и анализа информации;
5) создать условия для самореализации каждого студента в творческих проектах;
6) повысить качество знаний по изученным дисциплинам.
В настоящее время Старооскольский кооперативный
техникум занимается такой проблемой, как компетентностный подход в
образовательном процессе. Информационно-коммуникативная компетентность будущего
специалиста - это комплекс сформированных качеств личности, обеспечивающих
гибкость и готовность к изменениям, эффективность профессиональной деятельности
в условиях информатизации современного общества при овладении информационными и
коммуникативными компетенциями с применением ИКТ.
Происходящая в современном мире глобальная
трансформация индустриального общества в информационно-коммуникативное общество
сопровождается проникновением информации и коммуникации во все сферы
жизнедеятельности человека, возникновением и развитием качественно нового типа
информационно-коммуникативных структур и процессов, глубоким переосмыслением
информационно-коммуникативной природы социальной реальности, современных
изменений в социально-коммуникативной сфере, места и роли информации и
коммуникаций в развитии общества.
Поскольку развитие современного общества затрагивает
различные сферы деятельности человека, в том числе и образование, можно считать
образовательное пространство частью глобального информационно-коммуникативного
пространства.
Информационные и коммуникационные технологии являются
одним из основных факторов формирования новой глобальной экономики и быстрых
изменений в обществе.
За последние десять лет новые средства информационных
и коммуникационных технологий коренным образом изменили способы деловой
деятельности и общения между людьми. Их появление привело к серьезным
преобразованиям в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, коммерческой
деятельности, машиностроении и других областях. ИКТ обладают потенциалом для
изменения характера образования - меняются как модели учебного процесса, так и
роли обучающихся и преподавателей в нем.
Особую значимость приобретает развитие информационно-коммуникативной компетентности личности в условиях стремительной смены информационных потоков и используемых технологий, когда возрастает необходимость развития умений адаптироваться в информационном обществе.
В условиях внедрения информационных технологий
информационно-коммуникативную компетентность личности можно рассматривать с
точки зрения освоения компьютера, программного обеспечения, умения пользоваться
Интернетом, электронными каталогами библиотек, находить информацию в СМИ,
работать с источниками. Исходя из этого, возрастает потребность включения
обучающегося в образовательный процесс, направленный на повышение деловой
культуры и профессионализма, информационной грамотности и компетентности;
обучение его социальным технологиям деловой коммуникации и новым формам
интерактивного взаимодействия, адекватным динамике происходящих социокультурных
изменений.
Что, прежде всего, необходимо для формирования
информационно-коммуникативной компетенции у студентов? Любая познавательная
деятельность наряду с операционными компонентами (знания, умения и навыки)
включает и мотивационные (мотив, интерес, отношение). Именно мотивационные
компоненты определяют для студента значимость того, что им познается и
усваивается, его отношение к учебной деятельности, её содержанию, способам
выполнения и результатам деятельности.
Именно мотивация - главный источник активности и
источник направленности личности, в результате чего и возникает активность. Для
достижения поставленной цели желания и влечения недостаточно, как отмечает
психолог Л.И. Леонтьев, необходим еще и объект, который, отвечая потребности,
явился бы побудителем деятельности, придал бы ей определенную направленность,
т.е. необходим мотив.
Преподаватель старается учебные занятия организовывать
так, чтобы каждый студент усваивал теоретическую информацию в течение урока на
основе использования доступного для него достоверного и строго рассчитанного
прогноза. Тогда учебная деятельность студента является творческой, приносящей
радость и наслаждение.
В работе преподаватель постоянно обращается к
технологии развивающего обучения. Современный этап педагогической практики –
это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к
деятельностно-развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств
ребенка. Важными становятся не только усвоенные знания, но и сами способы
усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных сил и
творческого потенциала студентов.
Большую помощь
для достижения целей обучения и наглядности оказывают технические
средства, в том числе и компьютер. Его использование на уроках специальных
дисциплин повышает мотивацию и познавательную активность студентов,
расширяет их кругозор.
Использование авторских электронных ресурсов на уроках
стратегического менеджмента подразумевает различные средства для достижения
поставленной цели формирования познавательной и коммуникативной компетенции студентов.
На сегодняшний день Васильева Елена
Олеговна применяет следующие виды деятельности с использованием электронных
ресурсов:
·
Электронный учебник;
·
Методические рекомендации по
самостоятельному изучению программного материала;
·
Работа по созданию web-сайтов в
программе программой Microsoft Office FrontPage;
·
Использование на уроках
стратегического менеджмента, имеющихся в продаже программ на электронных
носителях (DVD);
·
Работа с материалами web-сайтов;
·
Работа с программой Microsoft Office
PowerPoint.
Более наглядно данные виды деятельности отображены в
схеме (Приложение №1).
Авторского сайт преподавателя, представляет собой
совокупность дизайна, программного обеспечения, базы данных и других элементов,
расположенных по определенному адресу, работающих с единой целью и логически
являющихся частью одной системы или бизнес потока. Сайт Васильевой Елены
Олеговны существенно повышает наглядность и доступность учебного материала по
различным дисциплинам. Несет в себе всестороннюю информацию, используется
студентами, как в урочное время, так и во внеурочное. Использование данного
электронного ресурса позволяет эффективно вести диалог со студентом, используя элементы дистанционного обучения. В
частности, во внеурочное время студентам дается задание по самостоятельному
изучению программного материала. Сюда включаются такие темы как: «Создание
конкурентных преимуществ на уровне хозяйственных подразделений»; «Стратегия
лидерства в издержках; стратегия фокусирования»; «Стратегия дифференциации»;
«Стратегия НИОКР»; «Производственные стратегии»; «Роль и оценка преимуществ»;
«Стратегии диверсификации» и т.д. Также студентам предоставляется возможность
провести самоконтроль по изученным темам. В разделе «Материалы контроля знаний»
можно пройти тестирование в специализированной программе и наглядно увидеть
свой результат. Сайт преподавателя эффективно используется студентами заочного
отделения, где они имеют возможность подготовиться по предложенным темам не
только к сессионному периоду, но и к итоговому междисциплинарному экзамену. (Приложение
№2).
Учитывая требования современного общества в своей
педагогической деятельности, при преподавании дисциплин преподаватель
использует авторский электронный учебник представляющий собой совокупность графической,
текстовой, цифровой, и другой информации. Данный учебник содержит систематизированный материал по
соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивает творческое и
активное овладение студентами знаниями, умениями и навыками в этой области.
Электронный учебник отличается высоким уровнем исполнения и художественного
оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария,
качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью и
последовательностью изложения. Данный учебник используется как студентами
очного, так и заочного отделений. Важное место при этом занимает самоподготовка
студентов по темам дисциплины, которые вынесены на самостоятельное изучение:
(«Стратегия дифференциации»; «Стратегия НИОКР»; «Производственные стратегии»;
«Роль и оценка преимуществ»; «Стратегии диверсификации» и т.д.). В электронном
учебнике предложен не только лекционный материал, но и методические
рекомендации по изучению данной темы.
Итогом самоподготовки является тестирование. (Приложение №3).
Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе –
магнитном (магнитная лента, магнитный диск и др.), оптическом (CD-ROM, DVD,
CD-R, CD-1, СD+ и др.), а также опубликовано в электронной компьютерной сети. В
частности, на сайте Васильевой Елены Олеговны (wasiliew.leos.narod.ru)
опубликована основная часть электронного учебника по дисциплине «Стратегический
менеджмент».
Самостоятельная работа студентов под непосредственным
руководством преподавателя занимает большое место в различных формах
организации учебного процесса: на уроках, практических занятиях, в курсовом
проектировании. Своеобразной формой организации обучения являются внеаудиторные
самостоятельные занятия студентов. Они представляют собой логическое
продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который
инструктирует студентов и устанавливает сроки выполнения задания. Для развития
организационной самостоятельности у студентов, преподаватель разработала
методические рекомендации по самостоятельному изучению программного материала
учебной дисциплины «Стратегический менеджмент» (в электронном виде). (Приложение
№4). Данные рекомендации достигают
таких целей, как:
·
закрепление,
углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время внеаудиторных
занятий, самостоятельное овладение новым учебным материалом;
·
формирование
общетрудовых и профессиональных умений;
·
формирование умений и навыков самостоятельного
умственного труда;
·
мотивирование
регулярной целенаправленной работы по освоению специальности.
Эффективно используют данные рекомендации студенты
заочного отделения. Электронное издание может быть исполнено на любом
электронном носителе – магнитном (магнитная лента, магнитный диск и др.),
оптическом (CD-ROM, DVD, CD-R, CD-1, СD+ и др.), а также опубликовано в
электронной компьютерной сети. В частности, на сайте Васильевой Елены Олеговны
(wasiliew.leos.narod.ru) опубликована основная
часть данных методических рекомендаций.
В образовательном процессе большое
значение уделяется методической продукции, в частности, методическим
разработкам. Назначение их состоит в том, чтобы, используя различные ее виды,
изложить сведения, подлежащие распространению; проанализировать передовой
педагогический опыт; разъяснить, как применять инновационные педагогические
технологии. В своей педагогической практике Васильева Елена Олеговна
разработала такие методические разработки, как:
·
«Методика
организации восприятия на уроке». Ценность представленной разработки
заключается в обобщенном опыте методики использования и организации восприятия
материала на уроке, в частности на основе изучения и анализа публикаций по
данной теме в специальной литературе и практического опыта преподавателя (Приложение
№5);
·
«Самостоятельная
работа студента с учетом психологического аспекта в рамках компетентностного
подхода». Ценность представленной разработки заключается в обобщенном опыте
методики использования и организации самостоятельной работы студентов в свете
психологического аспекта (Приложение №6);
·
«Использование
материалов Всероссийских научно-практических конференций системы
потребительской кооперации России при изучении дисциплины «Стратегический
менеджмент»». В данной разработке излагаются: выбор конкурентной стратегии как
основное условие устойчивого развития организации потребительской кооперации;
использование материалов научно-практических конференций; социальное лицо
Концепции долгосрочного развития РФ (Приложение №7);
·
«Технология
создания электронного портфолио преподавателей». В данной разработке излагается
технология работы в программе FrontPage, создание web-узла, создание страницы с оформлением темы, создание
домашней страницы, создание гиперссылок, вставка web-компонентов (Приложение
№8).
Для эффективной работы учебного процесса
преподавателем было разработано учебное пособие по дисциплине «Стратегический
менеджмент» (Приложение №9). Данное пособие эффективно используется в
образовательном учреждении на уроках и во внеурочное время. Ценным является то,
что каждая тема завершается заданиями и вопросами для самоконтроля, которые
развивают у студентов творческое мышление и навыки самостоятельной работы. В
каждой теме Елена Олеговна отражает самое существенное по данной теме,
раскрывает центральные вопросы.
Использование презентационных и мультимедийных технологий, представляющих собой интерактивное объединение на цифровой основе текста, графики, звука, видео и анимации, существенно повышает наглядность и доступность учебного материала. (Приложение №10). Например при изучении темы «SWOT-анализ» по дисциплине «Стратегический менеджмент» используется презентация, где схематично отображаются SWOT-матрицы.
Автор опыта убедилась, что использование авторских
электронных ресурсов помогает реализовать личностно-ориентированный подход в
обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учётом уровня
обученности студентов, их психологических особенностей. Использование ПК на уроках
дает высокие результаты: развивает
творческие, исследовательские способности студентов,
повышает их активность; помогает развитию познавательной деятельности
студентов и интереса к предмету; развивает у студентов
логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с
изучаемым материалом.
Таким образом, использование информационных технологий
на уроках не только качественно улучшает преподавание, придает наглядность, но
и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке. Студенты иначе
подходят к оценке возникающих проблем, к организации своей деятельности,
повышается заинтересованность студентов в изучаемом материале. Внедрение
современных методов обучения предоставляет возможность для самореализации и
самосовершенствования всех участников образовательного процесса, что в целом
повышает эффективность обучения и качество подготовки.
Результативность опыта
Для оценки результативности внедрения опыта педагог выделила критерии результативности, исходя из задач:
1. Уровень сформированности познавательного интереса к специальным дисциплинам.
2. Уровень обученности студентов за три года;
3. Результаты качества знаний по итогам промежуточной аттестации;
4. Динамика результативности учебной деятельности по итогам мониторинга учебного заведения в течение 3-х последних лет.
Уровень сформированности познавательного интереса
студентов к специальным дисциплинам за последние три года анализировался по
системе психолого-педагогических требований Битяновой М. Р.
(Психологические тесты Вандерлинка, тест Д.Векслера, методики М.М.Семаго, тетст
Амтхауэра, прогрессивные матрицы Равенна.
Уровень сформированности познавательного
интереса
по
специальным дисциплинам (в %)
№ |
Познавательная деятельность
студентов |
2007-2008 уч.г. |
2008-2009 уч.г. |
2009-2010 уч.г. |
|||
М-11 |
М-12 |
М-21
|
М-22 |
М-31
|
М-32 |
||
1. |
Интеллектуальный уровень. |
34 |
31 |
37 |
33 |
42 |
40 |
2. |
Сформированность качеств
учебной деятельности. |
20 |
25 |
23 |
27 |
24 |
28 |
3. |
Уровень волевой регуляции
деятельности. |
26 |
24 |
28 |
26 |
28 |
26 |
4. |
Эмоциональная сфера. |
20 |
20 |
12 |
14 |
6 |
6 |
Из таблицы видно, что применение авторских электронных ресурсов порождает мотивацию у студентов, являющаяся источником активности и направленности личности. Мотивация в свою очередь формирует коммуникативную компетентность, которая обеспечивает уровень сформированности познавательного интереса от интеллектуального уровня до эмоциональной сферы. В отношении второго показателя значительно труднее сформировать чёткие критерии качеств учебной деятельности (виды мышления, уровень речевого развития, навыки письма), по которым можно было бы судить, в достаточной ли мере развиты те или иные познавательные функции. Уровень волевой регуляции деятельности почти остаётся на одном уровне, так как ко второму курсу он в основном уже сформирован, студенты знают, каким предметам нужно будет больше уделить внимания, чтобы успешно сдать экзамены. Важно, что отношение подростка к учёбе теперь выступает для него в качестве смыслообразующего мотива. Эмоциональная сфера к третьему курсу «идёт» на убыль, т.к. появляется у студентов больше серьёзности, рассудительности, исследовательского подхода к обучению.
По второму критерию анализировался уровень обученности за три года в разных группах.
Динамика уровня обученности студентов
Результаты
мониторинга за последние три года отражают стабильность качества знаний по
специальным дисциплинам.
Результаты промежуточной аттестации
Учебные годы |
Дисциплины |
Учебные группы |
Успеваемость |
Средний балл |
Качество знаний |
2007-2008 |
Менеджмент |
М - 21 |
100 % |
3,7 |
63,3 % |
Стратегический менеджмент |
М - 31 |
100 % |
3,8 |
65,5 % |
|
Стратегический менеджмент |
М - 32 |
100 % |
3,7 |
62,4 % |
|
Стратегический менеджмент |
М - 33 |
100 % |
3,8 |
66,7 % |
|
Стратегический менеджмент |
М - 34 |
100 % |
3,8 |
69,4 % |
|
Менеджмент |
ТО - 41 |
100 % |
3,7 |
65,7 % |
|
2008-2009 |
Стратегический
менеджмент |
М - 31 |
100 % |
3,7 |
65,1 % |
Стратегический менеджмент |
М - 32 |
100 % |
3,8 |
65,8 % |
|
Стратегический менеджмент |
М - 33 |
100 % |
3,9 |
66,1 % |
|
Стратегический менеджмент |
М - 34 |
100 % |
3,9 |
68,7 % |
|
Финансы, денежное обращение и кредит |
М - 21 |
100 % |
3,7 |
65,7 % |
|
Финансы, денежное обращение и кредит |
М - 22 |
100 % |
3,7 |
66,2 % |
|
Финансы, денежное обращение и кредит |
М - 23 |
100 % |
3,7 |
65,5 % |
|
Управление персоналом |
М - 31 |
100 % |
3,8 |
67,1 % |
|
2009-2010 |
Стратегический менеджмент |
М - 31 |
100 % |
3,9 |
69,7 % |
Стратегический менеджмент |
М - 32 |
100 % |
3,9 |
69,5 % |
|
Финансы, денежное обращение и кредит |
М - 21 |
100 % |
4 |
72,2 % |
|
Финансы, денежное обращение и кредит |
М - 22 |
100 % |
3,9 |
73.5 % |
|
Финансы, денежное обращение и кредит |
М - 23 |
100 % |
4 |
72,1 % |
|
Финансы, денежное обращение и кредит |
Б - 31 |
100 % |
3,9 |
71,8 % |
|
Финансы, денежное обращение и кредит |
Б - 32 |
100 % |
3,9 |
70,5 % |
По данным результатам прирост
составил +5,8%
2007-2008уч.год – 65,5%
2008-2009уч.год – 66,3%
2009-2010уч.год – 71,3%
Динамика результативности учебной деятельности по
итогам
мониторинга учебного заведения в течение 3-х последних
лет
Учебные годы |
Дисциплины |
Учебные группы |
Успеваемость |
Средний балл |
Качество знаний |
2006-2007 |
Менеджмент |
М - 21 |
100 % |
3,7 |
63,3 % |
Стратегический менеджмент |
М - 31 |
100 % |
3,8 |
65,5 % |
|
Стратегический менеджмент |
М - 32 |
100 % |
3,7 |
62,4 % |
|
Стратегический менеджмент |
М - 33 |
100 % |
3,8 |
66,7 % |
|
Стратегический менеджмент |
М - 34 |
100 % |
3,9 |
69,4 % |
|
Менеджмент |
ТО - 31 |
100 % |
3,8 |
67,9 % |
|
Основы бухгалтерского учета |
Ю - 21 |
100 % |
3,7 |
65,3% |
|
Менеджмент |
ТО - 41 |
100 % |
3,7 |
65,7 % |
|
2007-2008 |
Стратегический менеджмент |
М - 31 |
100 % |
3,7 |
65,1 % |
Стратегический менеджмент |
М - 32 |
100 % |
3,8 |
65,8 % |
|
Стратегический менеджмент |
М - 33 |
100 % |
3,8 |
66,1 % |
|
Стратегический менеджмент |
М - 34 |
100 % |
3,9 |
68,7 % |
|
Финансы, денежное обращение и кредит |
М - 21 |
100 % |
3,8 |
65,7 % |
|
Финансы, денежное обращение и кредит |
М - 22 |
100 % |
3,8 |
66,2 % |
|
Финансы, денежное обращение и кредит |
М - 23 |
100 % |
3,7 |
65,5 % |
|
Информатика |
ТО - 21 |
100 % |
3,8 |
66,3 % |
|
Информационные технологии |
Т - 31 |
100 % |
3,8 |
65,5 % |
|
Управление персоналом |
М - 31 |
100 % |
3,9 |
67,1 % |
|
2008-2009 |
Стратегический менеджмент |
М - 31 |
100 % |
3,9 |
69,7 % |
Стратегический менеджмент |
М - 32 |
100 % |
3,9 |
69,5 % |
|
Финансы, денежное обращение и кредит |
М - 21 |
100 % |
4 |
72,2 % |
|
Финансы, денежное обращение и кредит |
М - 22 |
100 % |
4 |
73.5 % |
|
Финансы, денежное обращение и кредит |
М - 23 |
100 % |
4 |
72,1 % |
|
Финансы, денежное обращение и кредит |
Б - 31 |
100 % |
3,9 |
71,8 % |
|
Финансы, денежное обращение и кредит |
Б - 32 |
100 % |
3,9 |
70,5 % |
|
Информационные технологии |
М - 31 |
100 % |
3,9 |
71.2 % |
По данным результатам
прирост составил +5,6%
2006-2007уч.год – 65,7%
2007-2008уч.год – 66,2%
2008-2009уч.год – 71,3%
Результаты свидетельствуют, что применение авторских
электронных ресурсов формирует у студентов информационно-коммуникативную компетентность, которая обеспечивает гибкость
и готовность к изменениям, эффективность профессиональной деятельности в
условиях информатизации современного общества при овладении информационными и
коммуникативными компетенциями с применением информационно-коммуникативных
технологий. Информационно-коммуникативная компетентность порождает мотивацию у
студентов, которая является источником активности и направленности личности.
Мотивация в свою очередь обеспечивает уровень сформированности познавательного
интереса от интеллектуального уровня до эмоциональной сферы; совершенствование
умений и способностей общения в учебно-научной, социально - бытовой, социально
- культурной, официально – деловой сферах общения; овладение формами речевого
общения в процессе различных видов деятельности; развитие умения и способностей
работы с учебным научным текстом, другими источниками информации.
Все это позволяет организовать качественно учебный
процесс и раскрыть способности одарённых студентов через олимпиады, конкурсы, а
положительные оценки на экзаменах являются достойным завершением среднего
профессионального образования.
Эффективное введение в традиционный учебный процесс авторских электронных ресурсов, специфически направленных на развитие познавательной сферы студента: памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психологических функций, является в этой связи одной из важнейших педагогических задач современного обучения.
Таким образом, преподаватель правильно выделила проблему: через использование информационных технологий развивать познавательный интерес студентов. Ее реализация показывает, что у студентов повышается уровень обученности: развился интерес к профессии, к работе с дополнительной литературой, улучшилась грамотность, сформировались умения и навыки в работе с компьютером, снято напряжение страха перед экзаменом.
Результаты опыта свидетельствуют о
позитивном влиянии внедрения в образовательный процесс
информационно-коммуникационных технологий (авторских электронных ресурсов), что
доказывает эффективность образовательного процесса.
Библиографический список
1.
Афанасьев, Ю.М. Об универсальном знании и новой
образовательной среде. – М.: РГГУ, 1999.
2.
Беспалько, В.Г. Педагогика и прогрессивные технологии обучения/ В.Г
Беспалько. -М.: Перспектива, 1995.
3.
Воронцов, А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б.Эльконина-
В.В.Давыдова/ А.Б. Воронцов. – М.: Педагогика, 1998.- 207 с.
4.
Данилова, А.Н. Психофизиология. – М.: "Аспект
пресс", 1998
5.
Поташкина, Ю.А. Обучение
русскому языку в школе. – Воронеж, 2001.
6.
Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. –
М.: Народное образование, 1989.
7.
Хуторской
А.В. Ключевые компетентности и образовательные стандарты//Интернет журнал»
Эйдос». – 2002. -2 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm
8.
Эльконин, Д.Б. Развитие
устной и письменной речи учащихся. – М.: ИНТОР, 1998.
Приложения
1.
Приложение № 1 – Средства
использования электронных ресурсов на уроках стратегического менеджмента;
2.
Приложение № 2 - Авторский электронный сайт преподавателя (vasiliew-leos.narod.ru);
3.
Приложение № 3 - Электронный учебник по дисциплине
“Стратегический менеджмент;
4.
Приложение № 4 – Методические
рекомендации по самостоятельному изучению программного материала учебной
дисциплины «Стратегический менеджмент»;
5.
Приложение № 5 – Методическая
разработка на тему «Методика организации восприятия на уроке;
6.
Приложение № 6 – Методическая
разработка на тему «Самостоятельная работа студента с учетом психологического
аспекта в рамках компетентностного подхода;
7.
Приложение №7 – Методическая разработка
на тему «Использование материалов всероссийских научно-практических конференций
системы потребительской кооперации при изучении дисциплины «Стратегический
менеджмент»;
8.
Приложение №8 – Методическая разработка на тему «Технология
создания электронного портфолио преподавателей»;
9.
Приложение №9 – Учебное пособие по
дисциплине «Стратегический менеджмент»;
10. Приложение №10 – Презентация
«SWOT-матрицы».